Акустические системы Canton Reference 5K
В роскошной отделке и стройной стати Canton Reference 5K сначала видится акустика скорее дизайнерского, чем аудиофильского класса. Но если её как следует размять и правильно расставить в комнате, мнение резко изменится. Это же настоящее высокоточное оборудование для создания звуковых голограмм!
СИСТЕМЫ КООРДИНАТ
Полагаю, нет смысла подробно останавливаться на описании этих колонок, которые по сути являются уменьшенными клонами трехполосных напольников Canton Reference 3K, недавно побывавших в нашем тесте. Назову лишь отличия. Корпуса у «пятёрок» в нижней передней части не расширяются, но изготовлены из такого же многослойного ламината, толщина которого достигает 50 мм. Кроссоверы не имеют внешних перемычек для тонкой подстройки отдачи в СЧ- и ВЧ-полосах, но собраны они из таких же первоклассных компонентов на безрезонансном основании. Фирменная технология Displacement Control подавляет неконтролируемые колебания излучателей в инфранизкой области. Внутренние соединения сделаны шестижильным витым проводником из чистой меди OFC. Отличие, наконец, и в калибре басовиков – вместо 22-сантиметровых драйверов с эластичными двойными подвесами и композитными корзинами установлены их 20-сантиметровые аналоги. Остальные излучатели и вовсе идентичны. Это фирменный твитер с гибридным алюминиево-керамическим куполом и 18-сантиметровый среднечастотник. Все диффузоры в серии «К» имеют характерный сероватый оттенок – это спечённая керамика с добавлением частиц вольфрама.
Когда я слушал Reference 3K, переключая музыкальные программы с закрытыми глазами, возникало стойкое ощущение мгновенной телепортации из одного звукового пространства в друге. У «пятёрок» этот эффект выражен не так явно. Звучание имеет более академичный и мониторный характер, и при этом воспроизведение воспринимается «полноразмерным», как и подобает напольной акустике.
Середина – без привнесенной красоты и яркости. Тембры проработаны настолько деликатно, что ничто не мешает различать колорит звучания одинаковых по типу, но разных по сигнатуре акустических инструментов. Без труда, например, читается состав и количество духовых в оркестре. Во всём богатстве тональных и механических отголосков передается рояль. Гармоническая ясность царит и стане смычковых, воспроизведение которых радует и выразительной натуральностью передачи «канифоли», что говорит об идеальном согласовании среднечастотного звена с верхним. А подробный почерк «кэнтоновских» керамических пищалок узнается вообще с первых секунд. Высокие прозрачны, нейтральны, с обнаженной деталировкой. Воздушные составляющие сдержанны, но представление об атмосфере складывается верное – нет ощущения, что не хватает разрешения. Иногда чувствуется совсем небольшая подкраска на «металле», но рисунок в целом комфортный и мягкий, а шипяще-шумовые компоненты вообще лишены подкраски, что можно считать одним из неоспоримых преимуществ.
Небольшое выделение нижней середины идет на пользу фонограммам, записанным в выхолощенной манере – например, альбому Supertramp «Breakfast in America». Этот же акцент привносит плотность и в воспроизведение многих старых хард-роковых записей. Но иногда кажется, что акустика немного переигрывает – в звучании появляются гулкие призвуки. С ним можно побороться, если скорректировать позиции колонок в комнате прослушивания, подобрать демпфирующие аксессуары. Это не столько проблема «Кэнтонов», сколько вопрос тонкого взаимодействия всех акустических факторов помещения.
Бороться, безусловно, есть за что. У Reference 5K отличный энергетический потенциал. Динамика не сдавлена, колонки способны порадовать импульсивной хлесткой атакой. Ударные не ленивы, басы достаточно наполнены, но, возможно, не так мощно поддержаны с самых низов, зато не возникает проблем с передачей структуры. Колебания мембран барабанов реалистично отзываются мелкой дрожью во всей комнате, контрабас передается без гулких или «жирных» призвуков, отчетливы и все бас-гитарные переборы, нередко замыленные и искаженные через массу электрических примочек.
Но больше всего удивило пространство в трактовке Reference 5K. Стереопанорама не такая развернутая по масштабу, я бы даже сказал – камерная, но каждый мнимый источник и его ореол поставлен в ней с какой-то беспрецедентной точностью. Даже те композиции, которые прописаны на CD без внятной перспективы в глубину (отчасти из-за ограничений самого формата PCM 44,1/16), покоряют четкостью ближних планов и стабильной локализацией удаленных образов на краях стереобазы. При воспроизведении файлов высокого разрешения выстраивание эшелонов и образность в глубине сцены становится еще лучше. Абсолютная определенность!
У «пятёрок» есть еще одна особенность, и пока я даже не знаю, как трактовать её. Речь идет о том, что всё вышеперечисленное получается на определенной громкости, когда звуковое давление примерно то же, что при живом исполнении. Чуть перекрутишь ручку в плюс, как в середине проявляется какой-то нездоровый накал. Чуть недоберешь – саунд существенно смягчается в среднем регистре и подчеркиваются края диапазона. Словно включается некая тонкомпенсация.
Относительно доступная цена для акустики референсного класса наверняка сделает «пятёрки» интересным приобретением для продвинутых домашних театров, тем более что в линейке имеется и центральный канал, и сабвуфер, и компактные мониторы, способные озвучить тыл. Поэтому в заключительной части прослушивания перебрасываем акустические кабели с усилителя на AV-ресивер, чтобы выяснить, не станут ли колонки непосильной нагрузкой для него.
Изменения есть. Динамический рисунок слегка компрессируется, хотя благозвучие остается. Прибавление отдачи низкой области слегка ослабляет структурность баса. Сцена укрупняется, тембры становятся беднее, на ВЧ падает разрешение – закономерный итог при переходе на электронику менее высокого класса. Но стоит воспользоваться имеющейся в ресивере автокалибровкой и «причесать» АЧХ тракта в соответствии с реальной акустикой помещения, как снова возникает иллюзия, будто имеешь дело не с обычными колонками, а со звуковой голографической установкой, способной беспристрастно материализовывать в вашей комнате все, что вы хотели услышать.
Canton Reference 5K
Производитель Canton Elektronik GmbH & Co KG (Германия)
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 40 000 Гц || Чувствительность: 88,5 дБ (1 Вт/1 м) || Сопротивление: 4 – 8 Ом || Частоты раздела полос: 220, 3000 Гц || Подводимая мощность ном/макс: 280/440 Вт || Отделка: черный или белый рояльный лак || Габариты с опорами: 305 х 1070 х 445 мм || Масса: 37 кг
КОМПОНЕНТЫ
- Источники:
- проигрыватель Denon DCD-2500NE
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Усилители:
- интегральный Denon PMA-2500NE
- AV-ресивер Denon AVR-X6200W
- Кабели:
- цифровые Blue Dual Shield USB 2.0 A-B
- межблочные InAkustik Referenz NF-2404 RCA
- акустические InAkustik Referenz LS-2404
- силовые InAkustik AС-1502 и P6