Акустические системы Focal Kanta №1
С этими колонками мы познакомились еще пару месяцев назад при посещении штаб-квартиры Focal во Франции. Тогда младшие представители линейки Kanta произвели сильное впечатление на всех, кто побывал на короткой сессии прослушивания. А сегодня мы погрузимся в их звучание куда более обстоятельно. Поверьте, оно того заслуживает.
РЕАЛИТИ-ШОУ
Поскольку совсем недавно я уже рассказывал о старших системах Kanta №3, то могу сократить формальное описание младших до минимума – они имеют множество одинаковых инженерных и дизайнерских решений.
Основу всей «поющей» серии составляют, конечно же, драйверы. Высокий регистр с 2400 Гц в модели №1 воспроизводит твитер IAL3 с фирменным инвертированным куполом из бериллия (такие же используются в более дорогих Focal Sopra и Utopia). Этот металл настолько легкий, что круглая заготовка мембраны, если ее выронить, начнет порхать в воздухе как листочек папиросной бумаги. При этом он настолько жесткий, что попросту не способен звенеть. Вот такой идеализированный по всем акустическим и механическим параметрам купол дополняет компактная задняя камера, которая не дает отражений и обратного противодавления, ввиду чего она может рассматриваться как «бесконечная акустическая нагрузка».
Басовики и среднечастотники у напольных версий Kanta, как мы помним, тоже необычны. Диффузоры для них формируются из композита Flax, в основе которого находятся легкие объемные волокна льна (отличаются высоким акустическим демпфированием), а должную жесткость дает тончайшее армирование стекловолокном. Но главная фишка в другом. Звуковая катушка работает в линеаризированной магнитной системе NIC, в которой сводятся к минимуму вредное влияние вихревых токов. Т.н. TMD-подвес с кольцевыми утолщениями работает как демпфер масс, настроенный на определенные частоты, и гасит неизбежные, но крайне нежелательные в средней полосе краевые резонансы диффузора. У Kanta №1, понятно, низкие и средние частоты приходятся на один динамик, поэтому он совмещает в себе обе инновации и настроен под совсем иные параметры. Точных аналогов в серии (как и во всей продукции Focal) у него нет – это абсолютно уникальный драйвер.
К особенностям Kanta, конечно, надо отнести и тяжелые 15-килограммовые корпуса с мощнейшей лицевой панелью из особо плотного полимера HDP. Изогнутые стенки делаются из отнюдь не простой фанеры – чередование слоев из лиственных и хвойных пород дерева делают ее менее «отзывчивой» в передаче структурных вибраций. Оба элемента могут декорироваться по-разному, что дает в сумме восемь цветовых сочетаний у готового изделия. Дополняют картину верхняя панель, отделанная стеклом, тыловой фазоинвертор со скругленным портом Powerflow и опциональные фирменные стойки с широко поставленными ножками, разработанные специально для «единичек».
О кроссоверах не спрашивайте – производитель о них не сообщает ничего. Добавлю, что раздельного подключения полос не предусмотрено. Это и заставило меня запастись четырьмя разными по классу акустическими кабелями, чтобы выйти на идеальный результат наверняка.
Но сначала – разминка. Новинки прогревались несколько суток в системе с ресивером Denon, и вскоре этот тандем стал показывать такое звучание, что я решил уделить ему отдельную сессию прослушивания.
Итак, на что можно рассчитывать, если Kanta №1 подключить для воспроизведения стерео в режиме Pure Direct к многоканальнику – пускай с самой продвинутой цифровой начинкой, но с оконечными каскадами, которые по строгим хай-эндным меркам вовсе не чета им по классу? Отвечаю: на многое! У Kanta №1 потрясающий басовый потенциал. Вместе с отменным наполненным ударом и быстрым реалистичным панчем получилась такая глубина в самой низкой части спектра, которая не всегда покоряется и дорогим напольным АС. При этом хорошо читалась и структурность. Похоже, эти мониторы не слишком трудная нагрузка для усилителя – я не заметил признаков недостаточного контроля с самыми дорогими акустическими кабелями. Упрощение низких гармоник и легкий намек на заунывные нотки отмечались только с проводами попроще.
Вторая потрясающая черта новинок – стереосцена с исчезающими колонками. Такой эффект не всегда удается получить даже с очень дорогими усилителями, а здесь (напомню – с AV-ресивером!) оказалось достаточно лишь подобрать оптимальную стереобазу, причем чуть более узкую, чем обычно, чтобы пространство приобрело грандиозный масштаб и цельность. Звук необычайно легко и полностью «отвязался» от колонок, в его объеме очень реалистично «материализовался» удаленный план. Симфонический оркестр простирался вглубь воображаемой сцены не на привычные пару метров, а на свои вполне реальные 10 — 15. А органные композиции вообще будто звучали не в комнате прослушивания, а исходили извне – настоящая стена или купол звука (в зависимости от того, в каком зале была сделана запись) вырисовывалась впереди на удалении нескольких рядов вперед или где-то возвышенно, под сводами зала. И при этом всегда читался каждый штрих и отголосок!
Ну еще два наблюдения – считаю, весьма показательных. Посеребренный кабель с Kanta №1 совершенно не выказал агрессивного почерка из-за форсированной микродетальности по ВЧ – колонки очень органично вписали эту информацию в основную музыкальную ткань, которую они передают с отменным тональным балансом. Также у связки Focal — Denon не выявилось ни малейшего замыливания или подкрашивания, которое иногда даже полезно при прослушивании файлов стандартного качества с флешки или сетевого хранилища. Этот материал звучал как есть, без всякой прилизанности и отфильтрованности, даже с мелкими цифровыми артефактами. Если бы я взялся подбирать для эталонной тестовой аудиосистемы акустику с максимальным звуковым разрешением, то теперь однозначно бы указал на Kanta №1. Более точных и чистых на передачу мониторов я пока не встречал.
Теперь давайте переключимся с технических на эстетические стороны воспроизведения и перейдем к другой системе. К моему удивлению, «Макинтоши» после ресивера выдали менее динамичный и быстрый, но куда более обтекаемый и вовлекающий звук. Чтобы получить нужный градус драйва, я переключил акустику выходов для 4-омной нагрузки на клеммы для 2-омной (этот трюк отлично работал с трансформаторным усилителем и в случае с Kanta №3). Бойцовские качества системы заметно усилились, ушла излишняя вязкость, но появилась желанная размеренность. Фокус в сцене не «съехал» и остался практически идеален, информативность получилась и вовсе фантастическая для воспроизведения – по живому естественная. Акустика с запредельным разрешением иногда быстро утомляет, но сейчас не было ничего раздражающего – даже при том, что тракт еще не выглядел идеальным.
И вот что я имею в виду. Подключаю проигрыватель по балансному кабелю и получаю от системы такую трактовку: бодрую, динамичную, с выраженным драйвом, с плотными и показательно очерченным образами. Перехожу на небалансное соединение с новым «воздушным» кабелем NF-1204 и вижу новую «постановку» – проявленную в пространстве в самых мельчайших деталях (не случайно сказал «вижу», именно так это и воспринимается). Ставлю вместо него более дорогой NF-2404 и получается третья картинка с почти ожившими голосами и изумляющей гармонической разборчивостью. С цифровым соединением и встроенным в интегральник ЦАПом – еще два интересных музыкальных представления! Они также почти безгрешны технически (по крайней мере на недочеты уже просто не обращаешь внимания), но у них другая артикуляция, чуть сменилось настроение. Трудно найти слова, чтобы описать эти отличия. Один вариант напоминает вкус дорогого красного вина, другое богаче и мягче, третье легче и свежее, четвертое вообще терпкое и прозрачное, как газированная минералка…
В принципе уже на этом этапе хочется выйти из папки с порядком надоевшими тестовыми сэмплами и перейти на прослушивание тех музыкальных альбомов, в которые давно хотел окунуться от начала и до конца. В чисто культурном разрезе звучание Kanta №1 настолько интересно, что неистовый меломанский аппетит они вызывают мгновенно, если им подходит тракт.
Но у меня было припасено еще две пробы – вместо колоночного LS-2404 Air я хотел включить его «воздушные» аналоги подешевле и подороже. Разумеется, это тоже повлекло сильные изменения, которые я уже описывал в тесте кабелей. А здесь я об этом вспомнил лишь для того, чтобы еще раз проиллюстрировать, насколько прозрачны и точны новые французские полочники – их будто вообще нет в тракте! Вот за эту способность «стоять над системой», почти никак не проявляя в ней себя, они и заслуживают нашей высшей награды.
СИСТЕМА
- Источники:
- проигрыватель Denon DCD-2500NE и McIntosh MCD350
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- Интегральный усилитель/DAC McIntosh MA7200
- AV-ресивер Denon AVC-X8500H
- Подставки Focal Kanta Stand
- Кабели:
- межблочные RCA InAkustik Referenz Select NF-1204 и NF-2404, XLR Tchernov Classic XS Mk II
- акустические InAkustik Referenz LS-1603 Silver, Referenz Select LS-1204 Air, LS-2404 Air и LS-4004 Air
- цифровые USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0 и Oehlbach XXL 80 TOSLink
- силовые InAkustik AС-1502
Focal Kanta №1
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)
www.focal.com/ru
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 46 — 40 000 Гц || Нижняя граничная частота (-6 дБ): 42 Гц || Чувствительность: 88 дБ (2,83 В/1 м) || Сопротивление (номинальное/минимальное): 8/3,9 Ом || Частоты раздела полос: 2400 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 – 150 Вт || Отделка: черный, белый, желтый, кремовый, серый или голубой глянец, слоновая кость (передняя панель), черный рояльный лак или шпон ореха (корпус) || Габариты: 234 х 422 х 391 мм || Масса, 1 шт.: 15 кг