0

Сравнение

VIP Club

Студийные мониторы вместо домашних Hi-Fi колонок: за и против

Автор статьи: Абрамов Денис
18.05.2021 28613 0

Как известно, главная задача студийных мониторов — воспроизводить аудио максимально достоверно, ничего не утаив и не приукрасив. Собственно говоря, почему бы не перенести эту концепцию в домашний контекст? Порассуждаем о плюсах и минусах профессиональных акустических систем в рамках жилого пространства и постараемся понять, насколько хороша подобная идея.

Студийные мониторы

Не секрет, что студийные мониторы проектируются с целью обеспечить максимально равномерную АЧХ (амплитудно-частотную характеристику), минимальный уровень искажений и высокую детальность во всём диапазоне частот. Таким образом, звукорежиссёр всегда может рассчитывать на ровный тональный баланс и нейтральный «почерк» звучания, а также сможет услышать даже мельчайшие нюансы и возможные огрехи, допущенные во время записи и сведения звукового материала.

Вместе с тем, компактные мониторы ближнего поля, как правило, не могут похвастаться слишком насыщенным басом. Во-первых, даже просто потому что у них сравнительно небольшие корпуса (и динамики соответствующего диаметра). К тому же, это связано и с профессиональной спецификой: колонки настраиваются таким образом, чтобы с минимальными искажениями воспроизводить разумное количество низких частот, которые не будут покушаться на прозрачность и детальность «середины».

Студийные мониторы

Как правило, современные студийные мониторы оснащены встроенным усилителем, который оптимально согласован с динамиками и акустической системой. Таким образом, пользователю не потребуется долго и муторно выбирать, приобретать и подключать дополнительные аудиокомпоненты. К слову, нынче популярны и домашние активные колонки, однако изначально у них всё же другая задача — предложить простоту и удобство использования, наряду с привлекательным звучанием, характерным для Hi-Fi акустики.

Ещё интереснее — ситуация, сложившаяся на рынке. Сравнив цены на хорошие полочные колонки от именитых брендов и мониторы ближнего поля начального и среднего уровня, можно обнаружить, что отдать за них придётся сопоставимое количество денег. Конечно, стоит оговориться, что более крупные мониторы среднего и дальнего поля могут обойтись ощутимо дороже. Но правда и в том, что такие модели менее практичны в домашнем контексте.

Студийные мониторы

Ну а теперь — пара-тройка ложек дёгтя в бочке мёда. Хорошие мониторы не сглаживают вероятные недостатки записи, а порой даже наоборот — акцентируют на них внимание, что принципиально важно для студийной работы, однако может сыграть с щепетильными аудиофилами злую шутку: вместо того, чтобы просто наслаждаться музыкой, они начинают обращать внимание на мельчайшие шероховатости звучания, и это вполне может изрядно потрепать нервы.

К тому же, многим слушателям, которые привыкли к домашним акустическим системам, звучание мониторов может показаться не слишком выразительным — в частности, из-за отсутствия небольшого подъёма в области самых «вкусных» низких частот, который производители Hi-Fi акустики нередко делают намеренно. В результате, устав от чрезмерной аналитичности мониторов, страдающий аудиофил включает музыку на каких-нибудь домашних колонках и наконец-то получает свою дозу положительных эмоций.

Ещё один немаловажный момент — коммутация и удобство повседневного использования. У активной Hi-Fi акустики нередко предусмотрен выведенный на фронтальную панель регулятор громкости и даже беспроводной пульт. В случае же с мониторами все элементы управления обычно расположены на задней стенке, ведь на студии колонки настраиваются один раз (уровень усиления, низкие и высокие частоты и другие параметры), после чего пользователь вряд ли возвращается к этому вопросу — всё необходимое регулируется при помощи микшерного пульта и профессионального софта. Причём настройки выставляются отдельно для каждого монитора (на каждый канал есть свой усилитель и темброблок). Ну а концепция, распространённая в компьютерной акустике, когда одна из колонок активная, а вторая подключается к ней акустическим кабелем, в студийной технике встречается редко — как правило, в бюджетных моделях.

Студийные мониторы

Стоит отметить, что в профессиональной среде чаще всего встречаются коннекторы XLR и 6,3-мм Jack, причём используется, как правило, балансное подключение. Таким образом, пример удачного тандема для домашней системы — это компактные мониторы ближнего поля, а также стример/предусилитель с XLR выходами и возможностью управления с пульта. Впрочем, если источников с балансными разъёмами нет, вопрос всё же решаемый — требуются только подходящие кабели. Ну а для подключения студийной акустики к компьютеру или ноутбуку можно использовать внешнюю звуковую карту — опять же, с балансной коммутацией.

Что же касается RCA «колокольчиков», 3,5-мм джека и других стандартных для домашней аппаратуры разъёмов, в студийных мониторах они предусмотрены далеко не всегда. Так что придётся озаботиться покупкой подходящих кабелей заранее. Ну а подключить к мониторам несколько источников сигнала можно — прямо как настоящие профи — через небольшой микшерный пульт (либо предусилитель).

Далее — всё, что касается дизайна. Как правило, домашняя Hi-Fi акустика представлена в нескольких вариантах отделки и разрабатывается таким образом, чтобы гармонично дополнять интерьер. Мониторы — напротив, чаще всего представлены в одной-единственной расцветке. Как правило, это серый или чёрный корпус без особых дизайнерских изысков, ведь на первом месте — практичность и долговечность. Оказавшись в жилой комнате, студийные мониторы привносят частичку «профессиональной» атмосферы, причём совершенно не факт, что внешность таких колонок непременно оценит супруга (пресловутый «wife acceptance factor»).

Студийные мониторы

Ну а теперь ещё один момент — не самый очевидный, но и немаловажный. Допустим, у вас есть домашние животные и другие потенциальные источники опасности для дорогостоящей электроники. Как правило, Hi-Fi колонки оснащаются защитными грилями, которые обеспечивают хотя бы минимальную защиту от посягательств на динамики. В случае же с мониторами, точность и детальность звучания превыше всего, так что ни о какой «акустически прозрачной» ткани и металлических защитных сетках речи как правило не идёт. И это непременно стоит учитывать, чтобы не заниматься впоследствии дорогостоящим ремонтом.

Студийные колонки чаще всего продаются поштучно, а не парами. Таким образом, хороший вариант — приобрести сразу два монитора с максимально похожими серийными номерами, что будет дополнительной гарантией идентичности их характеристик и звучания. К слову, некоторые производители предлагают возможность докупить к мониторам фирменный сабвуфер — для полнодиапазонного звучания с мощными басами в рамках относительно компактной системы.

Студийные мониторы

Подводя итоги, стоит отметить, что идея покупки студийных мониторов для домашнего прослушивания музыки крайне интересна и определённо имеет право на жизнь, ведь профессиональные акустические системы могут похвастаться выверенным тональным балансом и способны раскрыть практически все нюансы аудиозаписей (порой даже больше, чем требуется). С другой стороны, мониторы — это всё же профессиональная техника, «заточенная» под работу со звуком, а эксплуатация такой аппаратуры связана с рядом особенностей.

Стоит ли покупать для дома студийные колонки или же лучше приобрести Hi-Fi акустику от проверенного бренда? Безусловно, каждый сделает выбор, взвесив для себя все «за» (точный и детальный звук, встроенный усилитель) и «против» (особенности дизайна и коммутации), ведь тем и хорош современный мир аудио, что может предложить самые разные и порой неожиданные варианты решения вопроса качественного воспроизведения музыки.




Герои статьи
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!