Британское вторжение: максимум музыки при минимуме техники
Собирать стереосистему можно по-разному. Одни начинают с источников, другие с колонок, третьи «пляшут» от усилителя. Формально — прежде всего для прослушивания музыки должно подходить помещение, колонки выбираются исходя из совместимости с ним, усилитель — из совместимости с колонками, источники — по принципу необходимости и достаточности. Но это в теории, а на практике чаще всего оказывается, что для выбора толком нет ни времени, ни места, куда это всё великолепие потом поставить. Хочется, чтобы играло здесь и сразу, отсюда и любовь населения к беспроводным «балалайкам», уж чего-чего, а проблем с размещением там точно нет. А можно ли почти так же без проблем с местом, но с аудиофильским качеством? Можно, если знать, что брать. Мы собрали типичную современную систему, минималистичную по форме, но ультимативную по содержанию, домашнюю, но со студийным подтекстом, да при этом еще и полностью британскую.
Cambridge Audio CXN V2
Компания Cambridge Audio была основана в 1968 году, а ее первым продуктом стал интегральный усилитель P40. В 1985 году CA выпустила свой первый цифровой источник — CD-проигрыватель CD1, а в 2011 году показала первый сетевой проигрыватель Sonata NP30. В 2015 году началось производство серии CX, в рамках которой была представлена модель CXN. Три года спустя вышла ее вторая версия, про нее мы и поговорим.
За сетевые подключения здесь отвечает контроллер LAN9512-JZX, USB обслуживается контроллером XMOS, а для цифровых входов используется приемник CS8416. Благодаря технологии Anagram Technologies ATF2 (Adaptive Time Filtering) исходный цифровой поток пересчитывается до сигнала с разрешением 24 бит/384 кГц, а уже затем преобразуется в аналоговую форму посредством пары конвертеров WM8740. Проигрыватель оснащен полноцветным дисплеем диагональю 110 мм и пультом ДУ: в принципе, этого уже достаточно для полноценного управления, но при желании можно установить приложение StreamMagic для мобильных устройств на iOS или Android.
Аппарат подключается к проводной сети, а для беспроводной есть комплектный «свисток». Если же потребуется Bluetooth, то адаптер BT100 с поддержкой aptX нужно будет приобрести. Проигрыватель поддерживает AirPlay 2, Chromecast, Spotify, Tidal и Qobuz, более того — даже Roon. С локальных накопителей и по сети можно воспроизводить аудиофайлы с разрешением вплоть до PCM192/DSD64. А еще его новая отделка Lunar Grey удивительно похожа на фирменный «яблочный» Space Gray.
Acoustic Energy AE1 Active
4 апреля 1987 года в западном Лондоне была основана компания Eldonfield, но буквально пару месяцев спустя ее переименовали в Acoustic Energy. Первыми колонками компании стали минимониторы AE1, разработанные Филом Джонсом. Их отличительными чертами были высокая детальность и удивительно низкий для таких габаритов бас. «Виной» тому стал проприетарный низкочастотный динамик с алюминиевым диффузором ходом 20 мм, но при этом с достаточно низкой чувствительностью, всего 84 дБ. Твитер кстати тоже был металлическим, верней магниевым, производства Monitor Audio. В 1996 году вышла вторая версия AE1, в 2003 году — третья, также в свое время выпускался вариант Signature, а последняя по времени модель называлась AE1 Classic, которую в конце 2016 года фактически сменили активные мониторы AE1 Active. Это решение, в рамках выбранной компанией больше 30 лет назад парадигмы развития, выглядит абсолютно логично. Маленькие колонки — это хорошо, для начала — у них гораздо меньше типичных «корпусных» проблем, от резонансов до дифракции. Проблема маленького корпуса — это невозможность размещения в нем большого вуфера и получения низкого баса. Чтобы малыши начали басить — им нужен специальный динамик с большим ходом и низкой резонансной частотой. Понизить ее можно путем упрочнения (читай — утяжеления) диффузора, а тяжелый диффузор — это низкая чувствительность. Для ее преодоления нужен мощный усилитель, а хороший мощный усилитель традиционного класса АВ — это большой усилитель. Замкнутый круг? Да, но нет! Львиная доля мощности в колонках «оседает» на пассивных фильтрах. Если сигнал расфильтровать заранее, активным способом, а потом подключить динамик непосредственно к усилителю — мощности потребуется в разы меньше. Где можно совместить все эти решения? Правильно, в активных мониторах.
Здесь используется уже пятое поколение фирменного 5-дюймового вуфера. Диффузор традиционно алюминиевый, с керамическим покрытием, акустическое оформление — щелевой фазоинвертор на задней панели. Дюймовый твитер — тоже из алюминия, нагруженный на волновод DXT, разработанный Майком Томасом. Частота раздела полос в активном фильтре с крутизном 24 дБ на октаву составляет 3,5 кГц, из чего можно сделать вывод, что роль «первой скрипки» тут отдана именно вуферу, фактически он озвучивает больше шести октав слышимого диапазона. На каждую полосу тут приходится 50 Вт традиционного усиления в классе АВ с линейным блоком питания, итого — 200 Вт. Не удивлюсь, если бы в пассивном варианте для достижения аналогичного результата (максимум звукового давления тут составляет внушительные 115 дБ) потребовалось бы в разы больше мощности. Корпус изготовлен из листов MDF толщиной 18 мм, варианты отделки — черный и белый цвет, либо ореховый шпон, все — под глянцевым рояльным лаком. Вес каждой колонки почти 10 кг. И еще один забавный момент — производитель отдельно упоминает, чего совершенно точно нет в его колонках: это беспроводного подключения, импульсного питания и усиления, цифровой обработки сигнала и пр. Именно потому, что это может пагубно отразиться на качестве звучания. Чистый аналог!
Плюсы и минусы
Начнем, для разнообразия, со вторых, хотя эти моменты сложно назвать полноценными минусами, это скорей некие особенности, которые следует иметь в виду перед покупкой. Прежде всего — эту систему, безусловно, не назовешь камерной, но и озвучивать ею большую гостиную тоже было бы несколько странно. Это скорее вариант для кабинета или спальни, возможно с настольным размещением или например на полке или стойке с телевизором. Я бы даже возможно ограничил сторону «треугольника прослушивания» дистанцией в пару метров, это пожалуй разумный максимум для таких колонок.
Затем — это система с полностью аналоговым звукоусилительным трактом, но полностью цифровым источником. Ярые поклонники винила — извините. Нет, при большом желании фонокорректор можно подключить непосредственно к колонкам, благо у них есть регуляторы уровня сигнала. Но это вариант для тех, кто не боится трудностей, по крайней мере связанных с постоянной перекоммутацией и регулировкой громкости.
Ну и пожалуй что стоит отметить ее достаточно аскетичный внешний облик. Если вы любите не только послушать музыку, но и похвастаться техникой друзьям — возможно их удивит незамысловатость этой комбинации. Впрочем, еще больше их совершенно точно удивит качество ее звучания.
Во всех остальных аспектах перед нами действительно выдающийся комплект. Помимо потоковых сервисов, а также сетевых и локальных накопителей, к проигрывателю можно подключить компьютер, телевизор, игровую приставку, при этом качество звучания и управления тут выше всяких похвал. Про дистанцию между колонками я уже сказал, еще один момент — нежелательно ставить их вплотную к задней стене, во всем остальном — противопоказаний решительно нет. А что до коммутации — есть масса прекрасных британских производителей кабельной продукции, например QED или Atlas. По возможности послушайте эту связку, сильно сомневаюсь, что она оставит вас равнодушным.