0

Сравнение

VIP Club

Собираем стереосистему с нуля: лайфхаки и подводные камни

Автор статьи: Полушин Евгений
09.11.2023 4327 0

Музыка в жизни идет от исполнителя к слушателю, в системе соответственно от источника к акустическим системам. И если музыку для себя по вкусу каждый выбирает сам, то собрать систему человеку «не в теме» порой весьма затруднительно. Практически каждый может оценить на слух получившийся результат живьем, но что делать тем, кто покупает онлайн, вдобавок собирает тракт последовательно, а не весь целиком. Попробуем набросать основные этапы этого большого пути, обозначив возможные подводные камни. Но пойдем при этом наоборот, от слушателя.

Акустическая система

Акустические системы

Итак, у вас есть помещение, в котором вы готовы разместить аудиосистему. Для начала — оцените его акустический потенциал. Если оно невелико или в нем есть какие-то очевидные проблемы (например — оно очень гулкое или звонкое), но при этом вы не готовы заниматься его радикальной акустической обработкой (а это весьма кропотливый и в том числе затратный процесс) — то вам явно следует подумать про компактные акустические системы. Чем меньше будут ваши колонки — тем больше у вас будет свободы маневра для их размещения и следовательно вариативности в конечном качестве звучания, плюс они в меньшей степени будут зависеть от окружающей обстановки. Если же помещение достаточно велико и при этом лишено типичных акустических дефектов (например — очевидного эхо) — то можно смело руководствоваться старой аудиофильской поговоркой, гласящей, что все колонки делятся на хорошие и полочные.

Вопрос конструктива излучателей в колонках — дискуссионный, здесь нет очевидных лидеров или аутсайдеров, иначе бы уже давно абсолютное большинство моделей отличалось бы только торговыми марками. Да, например у тех же планаров, будь это лента, электростат, изодинамик или излучатель Хейла — своя характерная подача, но она не хуже и не лучше традиционного купола, а просто другая. При этом получить от невесомой пленки увесистый бас — нетривиальная задача, а гибридные решения чреваты проблемами стыковки диапазонов, в силу разного характера излучения. Однозначно можно утверждать только одно — если вы планируете связать свою жизнь с лампой, тем более однотактной, вам следует ориентироваться на высокую или даже очень высокую чувствительность АС, а возможно что и на рупорное акустическое оформление.

Акустическая система

В последнее время набирают популярность активные колонки, но с ними, как и везде, есть и плюсы и минусы. К первым относится отсутствие лишних компонентов и надежда на согласованность всех элементов с точки зрения производителя. Ну и собственно говоря ключевое преимущество такого решения — это активная фильтрация сигнала и его последующее пополосное усиление, если колонки реализованы действительно грамотно, а не по принципу «взяли пассивную модель и засунули в нее усилитель». Фильтровать линейный сигнал, в отличие от усиленного, действительно проще и качественней, плюс усилители, работающие в одной полосе и на динамик в качестве нагрузки (вместо пассивного фильтра), чувствуют себя гораздо комфортней. Минус тут напрямую вытекает из плюса — это максимально возможная интеграция и фактическое отсутствие возможности для аудиофильских экспериментов, с компонентами, кабелями и прочими аксессуарами. Но тут уж надо решить — вам шашечки или ехать?

Звукоусиление

Усилитель

Усилитель — это центральное звено классического стереотракта, он с равным успехом взаимодействует как с источниками сигнала, так и с акустическими системами. С первых и начнем, от их количества и вида будет зависеть необходимое и достаточное число входов. В самом простом варианте — это стандартные аналоговые RCA, но любителям балансной коммутации могут потребоваться XLR. Если у вас есть цифровые источники — нелишним может оказаться встроенный цифро-аналоговый преобразователь, а если захочется подключить проигрыватель грампластинок — то и фонокорректор. Не будем забывать, что при прочих равных отдельные решения (ЦАП и фоно) с определенной вероятностью будут иметь более высокий качественный потенциал. Существуют модели с потоковыми проигрывателями, таким образом — для создания полноценной системы вам могут потребоваться еще только колонки. Хорошо это или плохо — можно судить на примере активных АС, когда-то были популярны и видеодвойки. Скажем так, стриминг — это достаточно высокотехнологичное решение, а высокие технологии характерны своим стремительным обновлением, что будет затруднительно реализовать в случае встроенной версии.

Усилитель

С предварительным усилителем все примерно ясно, а что нам делать с оконечным? Естественно, выбирать исходя из предполагаемых для работы в паре с ним акустических систем. На колонках зачастую указывают рекомендованную подводимую мощность, хорошо бы придерживаться этих пожеланий, хоть это и не обязательное условие. Гораздо важнее характер нагрузки колонок и в первую очередь их импеданс, который чаще всего указывается одним числом, но на самом деле является комплексной характеристикой, зависящей от частоты. Впрочем, такие данные не приводит практически никто из производителей и вам нужно либо штудировать профильную прессу, либо прикинуть умозрительно, «потянет» ли усилитель X колонки Y.

Раздельные аппараты или комбинированное решение, то есть интегральный усилитель? Прелесть сепарации — в уменьшении не только взаимного влияния, но и влияния коммутации, абсолют в данном случае — это моноблоки, стоящие вплотную к АС и подключенные к ним максимально короткими кабелями. Если же речь про раздельное решение, в котором в двух корпусах размещена начинка интегральной модели — то особого смысла в нем нет.

Источники сигнала

проигрыватель

С источниками всё ещё сложнее, по причине изменчивости трендов. Например 20 лет назад можно было бы смело утверждать, что без проигрывателя компакт-дисков вам не обойтись. Сейчас это утверждение выглядит крайне сомнительно, если только у вас уже не имеется на руках обширная фонотека с данными носителями. С винилом ситуация прямо противоположная, 20 лет назад вам бы его практически гарантированно никто не посоветовал, а сейчас будет нахваливать каждый первый. Но тут уж решайте сами, готовы ли вы погружаться в этот мир, поскольку пластинки весьма недешевы, да и возни с ними изрядно. Впрочем, за удовольствия надо платить.

проигрыватель

Радиовещание сейчас востребовано разве что в автомобилях, магнитная запись проходит по разряду откровенной экзотики, остаются файлы и потоковые сервисы, которые и правят бал. В принципе, цифровым источником, который может их воспроизводить, может стать любой компьютер или даже смартфон, но во-первых это будет не так удобно, а во-вторых — в нем не будет принято мер, направленных на обеспечение качества звучания, поэтому лучше озадачиться поиском специализированного устройства, благо таких сейчас очень много, от совершенно доступных до абсолютно бескомпромиссных.




Возможно, Вас заинтересует:

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!