AV-ресивер Denon AVС-X6500H
Когда мы говорим об 11-канальном AV-ресивере, в воображении сразу рождается образ этакого компонента-великана. Однако в новой модели Denon, уступающей по рангу лишь флагману, с виду нет ничего сверхординарного – весьма изощренная электронная начинка прячется за стандартным и весьма скромным фасадом. Мы специально подключим к этому ресиверу несколько пар дорогих и крайне требовательных акустических систем, чтобы полностью раскрыть его качественный потенциал.
ЗАДАЧА ДЛЯ ТИТАНА
Сегодня мы не будем городить изощренные многоканальные системы – ограничимся несколькими тестами в традиционных стереорежимах. Тем, кому такой подход к AV-ресиверу покажется странным, советуем обратиться к тесту аналогичного 11-канального AVR-X6400. Модель годичной давности в театральном амплуа уже была проверена по полной программе – мы к ней подключали все, что было в нашем распоряжении: и высотную акустику, и дополнительные боковые каналы, и сабвуфер. Но в такой конфигурации, пусть и ориентированной на музыкальное воспроизведение многоканальных HD-программ и Auro 3D, бывает, сложно оценить чисто аудиофильские качества – музыкальный баланс и нейтральность, контроль баса и микродинамические качества, точность сцены и гармонические нюансы. Все это по-прежнему мало зависит от суперпроизводительности примененных SHARC-процессоров, режимов обработки сигнала и гибкости автокалибровки. Здесь гораздо важнее базис: топология цифрового и аналогового трактов, совершенство выходных усилителей, качество силового трансформатора и систем стабилизации, чистота питания, защищенность уязвимых частей от внутренних наводок… Вот этот пробел мы и хотим заполнить, поскольку убеждены, что продвинутые AV-ресиверы уже вполне способны составлять конкуренцию двухканальным системам сравнимой стоимости.
На роль крутого музыкального комбайна, который сочетает в себе не только предварительное и финальное усиление, но также функции универсального сетевого проигрывателя с качественными цифро-аналоговыми внутренними конверторами, AVC-X6500H подходит более чем. В отличие от более младших братьев, он собирается в Японии и имеет улучшенные позолоченные терминалы. Каждый его выходной усилитель потенциально выдает 205 Вт (или 140 Вт в двухканальном режиме на нагрузку 8 Ом) – это всего на 5 ватт ниже «потолка» самого мощного в линейке топового AVC-X8500H. Причем «концы» в 6500-ом построены на тех же сильнотоковых транзисторах DHCT, которые позволяют инженерам реализовать очень короткий тракт с минимальным числом каскадов. Вдобавок собраны эти усилители не на единой плате, а как отдельные модули, которые крепятся к радиаторам так, чтобы транзисторы размещались в шахматном порядке для наилучшего теплового баланса. Трансформатор, конечно, здесь скромнее, чем у 15-канального флагмана, и весит «только» 5,3 кг, а не 8, но он тоже защищён экраном, разделен на множество вторичных обмоток и производится под особым контролем, о чем свидетельствует наклейка Denon. Фирменные логотипы вы увидите и на «банках» буферных электролитических конденсаторов. Они меньше и в емкости, и в диаметре, однако той же флагманской серии – изготовлены на заказ с применением полиолефинового диэлектрика.
В процессорную основу, которая, как правило, во всех AV-ресиверах отвечает заодно и за регулировку громкости (обычные аналоговые методы здесь бессмысленны), положена самая продвинутая архитектура D.D.S.C. HD32. В ней, как и у эталонного AVC-X8500H, есть система точной внутренней синхронизации, подавление джиттера и цифровая фильтрация по алгоритмам AL32 Processing Multichannel. Единственное, где наша модель не дотягивает по классу к флагману, является блок ЦАПов – вместо восьми раздельных конверторов Asahi Kasei AK4490 применяются другие чипы того же производителя – 8-канальные AK4458VN, как и в моделях классом ниже. Я бы предпочел видеть гибридную секцию – с двумя дорогими, но бесспорно музыкальными «девяностыми» на четыре канала для фронтов (на случай применения бай-ампинга) и с «пятьдесят восьмыми» на все остальное.
Не стану подробно расписывать функциональные отличия от предшественника. Стриминговые, системные и управленческие новшества у AVC-X6500H такие же, как у всего модельного ряда ресиверов 2018/19. О них я неоднократно рассказывал в предыдущих обзорах (AVR-X4500H, AVR-X3500H, AVR-X2500H и AVR-X1500H). Отмечу лишь, что коммутационные возможности у 6500-го остались прежними, а с задней панели исчез разъем для антенны FM-тюнера (его вообще упразднили).
Примерно в одной ценовой лиге с нашим ресивером – топовая акустика из модельного ряда HECO. И вы даже не представляете, насколько сыгранный дуэт они образуют с AVC-X6500H! Достаточно подключить их обычным двухпроводным кабелем, включить режим Pure Direct и послушать что-то с USB флешки, вставленной в порт на лицевой панели ресивера, либо с подключенного сетевого хранилища, как тест начнет плавно перетекать в музыкальный марафон с прослушиванием всего подряд. Система звучит ясно и живо, ничем не утомляет и не расстраивает. Кто говорил, что у ресиверов плохой контроль баса? Вот вам пример обратного: есть и неподражаемая глубина, и удар, и внятная структурность. Конечно, акустика HECO с первоклассными бумажными басовиками сама по себе хорошо управляема, но смотрите – бас не стал ни сухим, ни затянутым, ни дряблым. Плотный наполненный удар, роскошные послезвучия… А кто жаловался на то, что ресиверы упрощают рисунок в середине? Все есть: и разборчивость, и аккуратность, и эмоциональная открытость. Фокус четкий, образы не раздуты, все голосовые оттенки читаются на раз. Сцена, правда, немного укрупнена. Второй план немного заходит на первый, да и удаленные источники приближены, но это, возможно, проделки акустического посеребренного кабеля. С ним и верхний регистр подается нарочито динамично, но грязновато.
Следующий партнер – напольные Canton Reference 5 K – системы, более чем вдвое дороже AVC-X6500H. И в таком сочетании комплект звучит похвально чисто, открыто и комфортно, даже когда сигнал на него приходит по оптике с CD-проигрывателя или по HDMI с blu-ray. Контроль, похоже, слегка ослаблен в самой низкой части, но основательность более высокой басовой полосы и отлично выверенная динамика – пунктуальная, не смягченная и не скомпрессированная по всему диапазону – говорит о том, что оконечникам ресивера такая ответственная нагрузка вполне по зубам. Отмечаем отличную пространственную разборчивость, верные пропорции, выраженную трехмерность образов. Не хватает только телесности и какой-то внутренней игривости. Деталей море, но из них складывается не столько эмоциональная, сколько технически безупречная картинка. Переход на bi-amping добавляет динамики и немного ясности в верхнем басе, но звук в целом все равно остается отстраненным. Замены кабелей тоже желаемого оживления не дают – получается аналитичное и строгое звучание, в котором безошибочно угадывается почерк референсных Canton. И, наверное, это хорошая характеристика для AVC-X6500H – он не привносит в звучание собственных оттенков.
Вот поэтому мы решаемся на совсем безумный эксперимент: подключаем акустику вчетверо дороже, только что пришедшую из Франции – Kanta №3. Лишь теперь в звучании обнаружились нюансы, которые можно приписать ресиверу. Ему непросто дается динамика на самых низких частотах — удар получается гулким и смягченным. Очень бойко передается высокий бас и нижнюю середину, но выше по спектру эта живость трансформируется в красочный и праздничный саунд (кому-то наверняка даже понравится). А благодаря беспрецедентному разрешению «фокаловских» пищалок в воспроизведенной картинке проявляется не только «бархат» и «воздух», но и едва заметные цифровые артефакты (особенно, когда слушаешь записи стандартного качества, а не хай-резы).
Но даже с такими строгими судьями, как Focal Kanta, ресивер AVC-X6500H устанавливает вполне равноправные отношения, прочищая свой голос, когда работает от кондиционера питания. В расчет надо принимать и все предыдущие пробы с акустикой HECO и Canton, которые показали, что современный продвинутый ресивер может создать серьезную конкуренцию двухканальным усилителям, предлагая при этом широчайшие возможности (например, проигрывание по сети и с флеш-накопителей, управление через приложение, Auro 3D и т.д.). Теперь ответьте: разве такой аппарат – не аудиофильский? Мы-то нашли пределы AVC-X6500H, но смотрите – какой ценой….
СИСТЕМА
- Источники:
- BD-проигрыватель Denon DBT-3313UD
- CD-проигрыватель Denon DCD-2500NE
- NAS-хранилище Synology DS 115
- Акустические системы Canton Reference 5 K, HECO New Statement, Focal Kanta №3
-
Кабели:
- цифровые InAkustik Exzellenz High Speed HDMI 2.0 и Oehlbach XXL 80 TOSLink
- акустические InAkustik Referenz LS-1603 Silver и Referenz Select LS-2404 Air
- силовые InAkustik Referenz AС-1502
- фильтр питания InAkustik Reference Power Station AC-3500P
Denon AVС-X6500H
Производитель: D&M Holdings Inc (Япония)
www.denon.ru
Входы: 8 HDMI, 4 Video Composite, 2 Video Component, Phono, 6 RCA, 2 TOSLink, 2 Coax, USB Type A, LAN || Выходы: 3 HDMI, 2 Video Composite, Video Component, RCA Zone 2, 11.2, 6,3 мм Phones || Беспроводные протоколы: HEOS, WiFi Audio Streaming (AirPlay, AirPlay 2, Windows PlayTo), A2DP Bluetooth || Поддерживаемые форматы: mp3, AAC, WMA, WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD2.8/5.6 || Отношение сигнал/шум: 100 дБ || Сопротивление нагрузки: 4 – 16 Ом || Количество усилителей мощности: 11 || Выходная мощность: в стереорежиме 2 х 175 Вт (6 Ом), в один канал – до 205 Вт (6 Ом) || Потребляемая мощность: 750 Вт || Габариты: 434 х 167 х 389 мм || Масса, кг: 14,6