Миниусилитель/ЦАП Denon PMA-60
В Японии уже который год отмечается высокий интерес к компактной аудиотехнике премиального класса. Чего, увы, не скажешь о России – у нас, например, миниусилители Denon серии Design всерьез пока не воспринимают. Впрочем, эту ситуацию может переломить новый PMA-60. Выглядит он точь-в-точь как прежняя «пятидесятка», но имеет куда более продвинутую начинку.
ЗАХОД НА ВТОРОЙ КРУГ
Стереотипное мышление потребителя в такой консервативной отрасли, как Hi-Fi, преодолевается с невероятным трудом. Взять для примера размеры компонентов. Всё, что отличается от 43-сантиметрового стандарта, меломаны полноценной техникой не считали никогда. Из прошлого припоминается лишь одно исключение, когда производитель, вопреки всем бытующим догмам о том, что у усилителей непременно должен быть большой трансформатор, солидный емкостной буфер, мощные радиаторы и как минимум класс AB, сумел доказать если не всем, то многим, что компоненты в формате «мини» могут ни в чем не уступать обычным (я о британской Cyrus, если кто не догадался).
Аудиофильское сообщество любит искать «врагов» и в самих аудиотехнологиях, чем, кажется, занимается постоянно. То вдруг темброблок объявляется причиной всех бед, то глубокая ООС… С приходом цифры мощнейшая волна критики накрыла передовые для тех времен однобитовые ЦАПы, затем досталось на орехи премудрым технологиям фильтрации и апсэмплингу, после чего к сомнительным идеям стали относить и дельта-сигма преобразование, и интерфейсы USB, и беспроводные интерфейсы. Доходит до смешного: когда-то вовсю чехвостили «транзисторный» звук, а теперь превозносят линейные выходы на дискретных транзисторах. Критиковали S/PDIF, а теперь ищут панацею от всех проблем в конверторах USB-S/PDIF.
Понятно, на каждом витке развития Hi-Fi были свои «тараканы». И рождались они, конечно же, в силу каких-то заметных на слух недочетов. Однако ни одно инженерное решение в звуковоспроизведении не получалось идеальным с самого рождения. И мы будем всегда неправы, начав критиковать какую-нибудь новую и пока еще не слишком отработанную технологию, не вникнув в её суть, да еще под влиянием чьего-то навязанного мнения.
Пару лет назад нам привезли на тест парочку компактных стильных компонентов Denon новой серии – проигрыватель DCD-50 и усилитель PMA-50. Оба сделаны очень солидно: металлические боковины корпусов, нижние и верхние крышки из толстого алюминиевого проката… Едва ли не в каждой детали чувствовался класс – разработчики применили OLED-дисплеи, не создающие помех, поставили продвинутую цифровую начинку и даже не пожалели места на монтаж колодок питания под полноценный силовой кабель. Мы отслушали систему с аудифильскими кабелями и крутейшими мониторами Harbeth P3 ESR, изложили свои впечатления, но уже прошло столько времени, а под статьей – ни одного комментария! Ну, чем не пример стереотипного мышления? Читатель увидел, что говорится о каких-то подозрительно симпатичных блоках, да еще с «сомнительным» цифровым усилением и всяким Bluetooth, и сразу решил: это техника для тех, кому дизайн и функции важнее звука.
Что ж, есть повод начать всё заново. Этим летом Denon на смену модели PMA-50 представила сразу два усилителя в том же форм-факторе: идентичную по функционалу (но не по содержанию) «шестидесятку» и упрощенную «тридцатку» без USB-входа. Музыкальный источник менять не стали – в гамме Design по-прежнему присутствует DCD-50, оснащённый 32-битовым конвертором и бесшумным CD-приводом с щелевым загрузчиком. В тесте мы снова воспользуемся услугами этого проигрывателя, хотя все внимание – новому и самому продвинутому усилителю/ЦАП PMA-60.
Ни снаружи, ни по паспортным данным он не отличается от прежней модели. Как и в PMA-50, здесь используется фирменный 32-битовый процессор Advanced AL32 для обработки цифрового сигнала, получаемого с пары оптических, одного коаксиального или одного USB-B входа. Предусмотрено подключение Bluetooth, поддерживающее кодек AptX для передачи с побитовой точностью (дополнено технологией соединения в «одно касание» NFC). Аналоговая секция представлена парой линейных входов, выходом на сабвуфер, выходом на стереотелефоны (сигнал усиливается специализированными операционными усилителями) и, понятное дело, выходами на колонки.
Вместо прежних чипсетов от CSR для широтно-импульсного усиления, особенностью которых являлась технология прямой цифровой обратной связи (DDFA), специалисты Denon поставили улучшенный контроллер от Qualcomm. Кто-то возразит, что это тоже самое, и будет в какой-то степени прав – американский гигант целиком приобрел британскую Cambridge Silicon Radio вместе со всеми её разработками и DDFA. Но в PMA-60 есть ряд архитектурных изменений. Во-первых, цифровой «фидбэк» для лучшего контроля сигнала уже охватывает все элементы усилителя (модулятор ШИМ, каскады-ключи, выходные фильтры). Во-вторых, изменена идеология питания – к «энергоемким» элементам оно подводится напрямую. И в-третьих, повышены характеристики приемного и конвертирующего модулей. Теперь усилитель обрабатывает данные PCM с разрядностью до 32 бит/384 кГц и принимает потоки DSD с частотой до 11,2 МГц, причем сигналы как от USB, так и от интерфейса S/PDIF проходят через особые чипы – «изоляторы помех».
Уверен, что 90% всех критических отзывов о звучании прежних компонентов случалось, когда проигрыватель и усилитель соединялись по аналогу. Причем в невыразительном звучании был виновен именно PMA-50 (проверено: проигрыватель DCD-50 при подключении к другому усилителю по аналогу гарантированно выдает звук, адекватный его ценовой категории). Такая же история и с PMA-60: линейное соединение по входу Aux не позволит реализовать всех достоинств цифровой архитектуры усилителя. Вы услышите явные признаки лишнего преобразования в аналог и обратно: замыленность деталей, ослабленную динамику, скудные тембры… Не исправят ситуацию даже предусмотренные в меню усилителя настройки чувствительности.
Цифровые источники к новинке Denon следует подключать в режиме Direct Source по оптике или по 75-омному коаксиалу. Последний вариант, кстати, может преподнести сюрприз – PMA-60 реагирует на качество кабеля еще более чутко, чем иные аудиофильские ЦАПы! С одним соединителем можно получить нейтральное и хорошо развернутое в пространстве звучание. С другим удается добиться более теплого и камерного эффекта. С третьим – выделить детальность и динамику. В любом случае в PMA-60 практически не чувствуется характерной для недорогих оконечников класса D «замороженности» в СЧ/ВЧ-полосе и «окаменелой» подачи низких тембров. Саунд получается живее, подвижнее, колоритнее и несет достаточное количество важных подробностей, хотя есть и кое-какие жанровые предпочтения. Музыка, записанная на современном цифровом оборудовании, воспроизводится так, будто она вообще не цифровая: пластично, чисто и где-то даже проникновенно. Выразительно передаются и совсем старые аналоговые записи – системе хватает звукового разрешения и пространственной точности, чтобы воссоздать реалистичную музыкальную картину без явных аппаратных «примесей». Но программы, где спектр бывает крайне насыщен в верхней середине (скрипичные исполнения малым составом, симфоническая классика с динамичными пассажами, традиционный джаз с мощной духовой секцией) для усилителя могут стать проблемой. Запас по гармонической разборчивости не слишком велик и саунд может стать излишне пронзительным и даже жестким.
Зато при Bluetooth-подключении всё тоже самое звучит так, что просто диву даешься! Оказывается, и разрешения хватает, и музыкальный баланс всегда в норме, и в характере передачи ВЧ нет ни «песка», ни цифровой подкраски, ни артефактов компрессии. Впрочем, здесь следует сделать оговорку – качество прямо зависит от класса гаджета, с которого транслируется музыка. В частности, поддерживает ли он AptX и может ли его программный плеер воспроизводить кроме сжатых форматов аудиофайлы без потерь?
Возможность принимать с компьютера PCM или DSD в самом высоком разрешении заметно нивелирует «жанровую» проблему, замеченную с S/PDIF. По асинхронному протоколу PMA-60 может звучать очень достойно, выдавая более телесные образы в сцене и удивительно насыщенную тембральную картину. До большой серьезной техники маленький усилитель не дотягивает разве что по абсолютной динамике (атака ударных смягчена) и в микродинамической разборчивости (упускает кое-какие мелкие нюансы).
Но как далее выяснилось, обе этих характеристики сильно зависят от акустических систем. Когда мы переключили «шестидесятку» с полочников на напольные Canton GLE 496.2, чтобы проверить, насколько хорошо аппарат справляется с тяжелой нагрузкой, он удивил уже по-настоящему. В басовой полосе четко выделились все «силовые» и гармонические составляющие, образовался надежный «фундамент» для самых низких инструментов, усилилась чеканность ударных и высоких. Параллельно в воспроизведенном «воздухе» проявились вполне реалистичные реверберации зала, выразительно «заиграли» казавшиеся невнятными шорохи и скрипы в сцене. Усилитель дал раскрыться акустике!
А теперь попробуйте получить сравнимый по классу звук от отдельного «правильного» интегральника и внешнего USB-ЦАПа, потратив на все компоненты не более 45 тысяч рублей. Лично я сомневаюсь, что такое теперь вообще возможно.
СИСТЕМА
-
Источники
- проигрыватель Denon DCD-50
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- смартфон Nokia Lumia 930
- Акустические системы HECO Aurora 300 и Canton GLE 496.2
-
Кабели
- межблочные InAkustik Referenz NF-102
- акустические InAkustik Referenz LS-502
- цифровой USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- силовые InAkustik AС-1502 и P6
Denon PMA-60
Производитель: D&M Holdings Inc (Япония)
www.denon.com
Поддержка беспроводных протоколов: Bluetooth AptX, NFC || Поддерживаемая разрядность данных по USB: PCM до 384 кГц/32 бит, DSD до 11,2 МГц || Входы: линейный, коаксиальный, TOSLink x 2, USB-B || Выходы: Sub, Phones || Выходная мощность на нагрузке 8/4 Ома: 2 х 25/2 х 50 Вт || Уровень искажений: 0,004% || Отношение сигнал/шум: 110 дБ || Регулирование тембра НЧ и ВЧ: +/-8 дБ на 100 Гц и 12 кГц || Потребляемая мощность: до 35 Вт || Габариты: 200 х 240 х 86 мм || Масса: 2,7 кг