10 фактов о Джо Дассене
5 ноября Джо Дассену могло бы исполниться 86 лет. Рассказываем интересные факты о легендарном артисте: с какой советской звездой он выступал, на каких языках пел, где успел поработать в юности и какой итальянский музыкант написал его хиты.
Выступал в СССР
Даже в те времена многие интересовались зарубежной музыкой. А Дассен был одним из популярнейших иностранных исполнителей у советских слушателей. Настолько, что в 1979 году доехал до Москвы и дал концерт на открытии гостиницы «Космос». Перед ним на сцену вышла Алла Пугачева. Как позже вспоминала певица, концерт непросто дался обоим артистам, но они «сделали всё, что смогли». Пугачева также отметила невероятное человеческое обаяние Дассена.
Визит певца произвел неизгладимое впечатление на зрителей — после этого в страну пришла мода на белые мужские костюмы и французский язык. Самому Джо в Москве тоже понравилось, он хотел снова приехать, но, к сожалению, не успел. Музыкант скончался через год, в 1980-м. Ему был всего 41 год.
Его главный хит — кавер английской группы
Пожалуй, самая известная песня Джо Дассена — «Les Champs-Elysées», то есть Елисейские поля. Так называется одна из центральных улиц Парижа: слушая этот нестареющий хит, сразу хочется побывать в столице Франции. Наверное, мало какая песня так же ассоциируется с Францией, как «Les Champs-Elysées».
Вот только «Елисейские поля» сначала были «Дорогой Ватерлоо». Вышедшая в 1969-м, «Les Champs-Elysées» — кавер на композицию английской группы Jason Crest «Waterloo Road», выпущенную годом ранее. Автором французского текста стал поэт-песенник Пьер Деланоэ, также работавший с Далидой, Эдит Пиаф и Джонни Холлидеем. Вот так получилось: самая «французская» песня — не совсем французская.
Сам Дассен — тоже не француз
С какой стороны ни посмотри, не француз. Его родной язык — английский: Джо родился в Нью-Йорке и оказался в Европе лишь в 1949 году, когда ему было 11 лет. Тогда его отец, известный кинорежиссер Жюль Дассен, попал в черный список Голливуда из-за симпатии к коммунизму.
Оба родителя Джо имели еврейские корни: его дед по отцовской линии приехал в США из Одессы, а дед по материнской — из Австро-Венгрии. Беатрис Лонер-Дассен, мать звезды, тоже была творческим человеком, скрипачкой. И отец, и мать пережили сына: Жюль Дассен прожил 96 лет и скончался в 2008 году, а Беатрис Лонер-Дассен ушла из жизни в 1994-м в возрасте 80 лет.
И пел не только на французском
Та же «Les Champs-Elysées» существует в нескольких альтернативных версиях: английской, немецкой и даже японской (!). Английская очень похожа на «Waterloo Road»: возможно, Дассен отдал дань авторам оригинала. Немецкая звучит как-то слишком спокойно, а японская — необычно, экзотично. Интересно, что на немецком у него даже были отдельные синглы: «Das Sind Zwei Linke Schuh» и вовсе заняла 21-е место в чарте Германии, а «Septemberwind» (немецкая версия «L’Ete indien») — 28-е.
Еще он пел на испанском: у «Et si tu n’existais pas» есть аж два испаноязычных варианта — для Испании и для Аргентины. И на итальянском тоже записывался, переделав «La bande à Bonnot» в «La banda Bonnot».
Снимался в фильмах своего отца
Всего Джо Дассен появился в семи кинокартинах, из них три снял его отец Жюль Дассен. Увидеть певца можно в драме «Тот, кто должен умереть» (1957), криминальной комедии «Закон» (1958) и триллере «Топкапи» (1964).
Все эти фильмы заслуживают внимания не только из-за участия Джо Дассена. «Тот, кто должен умереть» получил особый приз в Каннах, «Топкапи» отметили «Оскаром» за выдающуюся игру Питера Устинова. «Закон» громких премий не взял, зато в нем снялись такие звезды, как Джина Лоллобриджида, Марчелло Мастрояни и Ив Монтан. Для «Закона» Дассен даже записал пару песен (не самых удачных).
Был разнорабочим
В 1955-м родители Джо развелись, что он переживал тяжело. Он вернулся в США, где поступил в Мичиганский университет. Сначала Дассен изучал медицину, но опыты на животных ему не понравились, поэтому он переключился на этнографию.
Тогда же вместе с друзьями он начинает выступать и петь. К сожалению, особых денег музыка тогда Дассену не приносила, поэтому он много где успел потрудиться — в том числе водителем грузовика и доставщиком товаров. Еще он написал рассказ (за который получил национальную премию), а вернувшись в Европу, помогал отцу на съемочной площадке и даже работал на телевидении. В общем, талантливый человек талантлив во всем.
Не верил в талант
Сам Дассен, впрочем, оспорил бы последнюю фразу из предыдущего пункта. Он очень строго относился к своему творчеству и говорил, что «если у тебя нет таланта, то остается работать». Конечно, многие бы с этим поспорили — в том числе Клод Лемель, соавтор песен Джо. Он вспоминал, что артист был неуверенным в себе и очень дотошным в работе. Лемель (разумеется) не соглашался с Дассеном насчет таланта и даже удивлялся, как тот не сгубил песни, постоянно их переделывая и отшлифовывая.
А, может быть, это и была важная часть таланта Джо — крайне серьезное отношение к работе и постоянное стремление к совершенству.
Некоторые его песни написал Тото Кутуньо
Кутуньо — не только исполнитель хита «L’Italiano» и победитель «Евровидения»-1992. Он был востребованным автором: ту же «L’Italiano» Тото написал для Адриано Челентано, но тот отказался, и тогда Кутуньо спел ее сам.
Для Джо Дассена он сочинил три хита: «L’Ete indien», «Salut» и «Et si tu n’existais pas». Впрочем, «сочинил» — не совсем верное определение. «L’Ete indien» изначально была песней «Africa», которую Кутуньо выпустил под именем своей группы Albatros. Она понравилась Жаку Пле, продюсеру Дассена, и он устроил им встречу. Тогда Тото никто особо не знал, а вот Джо уже был на слуху. Для «L’Ete indien» оставили оригинальную музыку, но написали новый французский текст — его автором стали вышеупомянутые Пьер Деланоэ и Клод Лемель.
«Salut» — еще одна интерпретация песни из репертуара группы Albatros, в итальянском варианте она называлась «Uomo dove vai». А вот «Et si tu n’existais pas» Кутуньо уже действительно написал специально для Дассена.
А вот «À Toi» сочинил сам (ну почти)
Дассен выступил одним из авторов музыки — вместе с композитором Жаном Бодло, который в 1990-х стал писать саундтреки для видеоигр. Над текстом же работали все те же Деланоэ с Лемелем.
В честь этой песни был назван трибьют-альбом Джо, выпущенный в 2020 году. В его записи участвовали дети артиста: Жюльен Дассен представил свою версию «Dans Les Yeux D’Émilie», а Джонатан Дассен — «Marie-Jeanne» и «Siffler Sur La Colline» (вторую — вместе с певицей Карлой). Первые две композиции вы, возможно, не знаете, а третью слышали точно: припев со словами «зай-зай-зай-зай» забыть сложно.
Его перепевал Игги Поп
В 2012-м легендарный панк выпустил альбом «Après», где представил каверы культовых песен, в том числе французских. Самым известным треком с «Après» стала интерпретация «Et si tu n’existais pas» Дассена. Еще там были «La Javanaise» Сержа Генсбура и «La Vie en rose» Эдит Пиаф.
Поп поет прямо на французском — с акцентом, конечно. Но это лишь добавляет каверу шарма, как и грубый голос Игги, существенно отличающийся от мягкого вокала Джо. Боб Дилан эксперимент оценил и упомянул «Après» в интервью 2017 года как один из «хороших недавних альбомов».