7 главных альбомов Стива Альбини
8 мая не стало одного из самых важных продюсеров в истории рока, инди и альтернативы в целом — у 61-летнего Стива Альбини остановилось сердце. К сожалению, его имя не так известно, как того заслуживает: публика фокусируется на артистах и редко уделяет внимание продюсерам.
Мы решили немного восстановить справедливость: рассказываем о некоторых альбомах, к созданию которых Альбини так или иначе причастен.
Big Black — «Atomizer» (1985)
Даже те, кому знакомо имя Альбини, не всегда в курсе про его карьеру в качестве музыканта. Да-да, Стив был не только продюсером, но и артистом. И именно в этой роли и поначалу и выступал. Самой первой его группой был панк-проект Just Ducky, в начале 1980-х он стал фронтменом группы Big Black. Разумеется, тоже панковой — хотя в ее музыке ясно читаются нойз и индастриал.
Альбини не любил музыкальную индустрию и часто ее критиковал. Наверное, поэтому Big Black есть не на всех стримингах — к счастью, на Apple Music и «Яндекс Музыке» альбом «Atomizer» послушать можно. Это точно не тот материал, который понравится среднестатистическому слушателю, даже рок-слушателю. Стив, открыто недолюбливавший поп-музыку, предстает в хорошем смысле слова жестким и агрессивным. «Atomizer» ужасно некомфортен, насколько это возможно, он бьет по ушам, но в этом и его сила. Big Black называют предвестниками индастриал-рока, а конкретно этим альбомом вдохновлялись такие разные артисты, как St. Vincent и Lamb of God.
Pixies — «Surfer Rosa» (1988)
Самый известный альбом, спродюсированный Альбини, — «In Utero» Nirvana (1993), к этому мы еще вернемся. А пока вспомним пластинку, из-за которой Курт Кобейн захотел работать со Стивом (вернее, одну из двух — была еще «Pod» The Breeders 1990-го). «Surfer Rosa» — дебютный, и он же самый громкий релиз Pixies. Одну песню с него вы точно знаете — «Where Is My Mind?», звучавшую в «Бойцовском клубе». Сам Альбини, известный своим острым языком, описывал «Surfer Rosa» как «лоскутное одеяло от группы, которая даже в лучшие годы развлекала любителей колледж-рока». Но потом продюсер за свои слова извинился — Стив вообще хорошо умел признавать собственные ошибки.
Потом Pixies запишут еще семь альбомов и станут культовой группой, но вершиной их творчества так и останется «Surfer Rosa». Вдохновляла эта пластинка, кстати, не только Кобейна, но и Билли Коргана из The Smashing Pumpkins, и Пи Джей Харви. Последней, кстати, тоже удалось поработать с Альбини — и об этом мы как раз сейчас поговорим.
Пи Джей Харви — «Rid of Me» (1993)
Как и Курт, Пи Джей зафанатела от Стива Альбини после знакомства с «Surfer Rosa» Pixies. Нравились ей и другие работы продюсера — с теми же упоминавшимися Pixies и The Breeders или, например, построково-хардкорной группой Slint.
«Rid of Me» был создан в почти рекордно короткие сроки, за две недели — причем Харви говорила, что большую часть материала они и вовсе сделали за три дня. И почти весь альбом был записан вживую. Альбини отсутствует лишь в одном треке — «Man-Size Sextet», его спродюсировали сама Пи Джей, Роб Эллис и Head.
Как вспоминала Харви, методы работы Стива сильно отличались от большинства продюсеров. Он не помогал музыкантам с аранжировками или игрой на инструментах, но совершенно по-особенному настраивал микрофоны. По словам Пи Джей, только он мог записать ударную установку так, будто музыкант действительно перед ней стоит.
И это было не просто творческое сотрудничество: «Знакомство со Стивом Альбини и работа с ним изменили направление моей жизни. Он научил меня многому — и в музыке, и в жизни. Стив был отличным другом — мудрым, добрым и щедрым».
Nirvana — «In Utero» (1993)
Вот мы и добрались до самого известного альбома, созданного при участии Стива Альбини. И если Курт Кобейн очень хотел с ним сотрудничать, то продюсер от творчества Nirvana в восторге не находился. Он в принципе не очень любил популярных артистов, а тогда Nirvana были на пике известности — после альбома «Nevermind» (1991) и хита «Smells Like Teen Spirit».
О Nirvana Стив знал не так уж много, он даже никогда не ходил на концерты группы и слышал о них в основном через MTV. Продюсер в итоге согласился поработать с Кобейном и компанией за фиксированную ставку в 100 тысяч долларов, отказавшись от стандартного договора с отчислениями от продаж. Во время записи Альбини не забыл и о юморе: он позвонил фронтмену Pearl Jam Эдди Веддеру, представился Тони Висконти (продюсером альбомов Дэвида Боуи) и сказал, что хочет работать с Веддером — если тот покинет Pearl Jam и займется сольной карьерой.
После смерти Стива Альбини Дэйв Грол — барабанщик Nirvana и фронтмен Foo Fighters — спел на концерте песню «My Hero» и посвятил ее продюсеру.
Джимми Пейдж и Роберт Плант — «Walking into Clarksdale» (1998)
В дискографии Альбини не так просто найти известных исполнителей. И даже когда они находятся, велика вероятность, что вы о них не слышали. Конечно, вы знаете Led Zeppelin, их гитариста Джимми Пейджа и вокалиста Роберта Планта. Но об альбоме «Walking into Clarksdale» — скорее нет, чем да.
Это единственный альбом, который Джимми и Роберт выпустили под именем своей группы-дуэта Page and Plant. Проект просуществовал всего четыре года, не считая разового воссоединения в 2001-м. Плант давно восхищался талантом Альбини — в частности, его техникой студийной записи. Все песни с «Walking into Clarksdale» были записаны с первого дубля. Разве что в заглавной композиции добавили гитарный слой, а в «Upon a Golden Horse» и «Most High» наложили струнные и клавишные.
Кстати, на этой пластинке Альбини не был продюсером, эту функцию на себя взяли сами Плант с Пейджем. А Стиву они доверили звукорежиссуру и микширование материала.
Manic Street Preachers — «Journal for Plague Lovers» (2009)
Карьеру группы часто делят на два периода — до загадочного исчезновения гитариста Ричи Эдвардса и после. «Journal for Plague Lovers» вышел через 14 лет после инцидента. Тем не менее он в создании альбома поучаствовал: все тексты песен — дело рук Эдвардса. Ранее стихи не издавались и были опубликованы посмертно.
С Manic Street Preachers Стиву Альбини работать понравилось. Он называл музыкантов «умными, непретенциозными и очень забавными». Группа и продюсер подружились еще и на почве общих взглядов. Стив говорил, что у него был «похожий опыт участия в группах, поездок на гастроли, бедности, необходимости сводить концы с концами и делать что-то дома». Он хвалил Manic Street Preachers за то, что группа прекрасно понимала, через что ей пришлось пройти ради успеха — включая выступления на улицах и в сомнительных местах.
«Journal for Plague Lovers» был рискованным шагом для музыкантов. Басист Ники Уайр боялся, что альбом сильно раскритикуют. Кто-то и вправду считал, что группа пытается вернуть славу 15-летней давности. Но в целом релиз удался: он понравился и фанатам Manic Street Preachers, и критикам, которые неоднократно ставили его в годовые топы.
Фрэнк Айеро и The Future Violents — «Barriers» (2019)
С My Chemical Romance Альбини не работал — думается, для него эта группа была слишком мейнстримовой. Но Айеро, гитарист My Chemical Romance, все же посотрудничал со Стивом. Фрэнк давно любит творчество продюсера, он даже составил целый плейлист с говорящим названием «13 причин любить Стива Альбини». Музыкант мечтал записаться со Стивом с тех пор, как ему исполнилось 11 лет. Айеро настолько любит Альбини, что даже затрудняется назвать любимый альбом, над которым трудился продюсер. Один из них — «24 Hour Revenge Therapy» панк-рокеров Jawbreaker: эта пластинка потрясла его до глубины души.
Вот что Фрэнк Айеро рассказывал об Альбини: «Он бы назвал себя звукорежиссером, техником… И он делает свое дело лучше всех. Хочу сказать, что он гений и он заставляет тебя самого быть продюсером».
Как говорит Айеро, всего за три дня работы с Альбини он многому научился — и это отличалось от всех остальных студийных сессий, в которых участвовал Фрэнк. По его впечатлениям, Стив быстро настраивал технику, что делало процесс эффективнее.
Также обязательно обратите внимание на эти альбомы:
- Shellac — «At Action Park» (1994, еще одна группа, где выступал сам Стив)
- Neurosis — «Times of Grace» (1999)
- Silkworm — «Lifestyle» (2000)
- Low — «Things We Lost in the Fire» (2001)
- Mogwai — «My Father My King» (2001)
- Mclusky — «Mclusky Do Dallas» (2002)
- Джоанна Ньюсом — «Ys» (2006)
- Джарвис Кокер — «Further Complications» (2009)
- Cloud Nothings — «Attack on Memory» (2012)
- Ty Segall — «Ty Segall» (2017)
- Sunn O))) — «Life Metal» (2019)