Коллекционер роботов, защитник природы и просто рекордсмен. 8 фактов о Жане-Мишеле Жарре
24 августа свой 76-й день рождения отмечает легендарный Жан-Мишель Жарр, один из пионеров электронной музыки. Поздравляем артиста с праздником и предлагаем узнать его получше. Рассказываем, от кого Жарр унаследовал свой талант, почему один из его альбомов вышел в единственном экземпляре, почему его не пугает искусственный интеллект и какой совсем не электронный артист оказал на него влияние.
Его отец — тоже музыкант
Отец Жана-Мишеля — известный композитор Морис Жарр, автор саундтреков ко многим фильмам, включая «Лоуренса Аравийского» и «Доктора Живаго». У Мориса три «Оскара» и четыре «Золотых глобуса». В общем, Жарр-старший и Жарр-младший могут вполне посоревноваться по масштабу успеха и вклада в мировую культуру.
Однако талант Жан-Мишель во многом развил сам: когда ему было пять, Морис развелся с супругой Франсетт Пежо, матерью нашего героя. Жарр-старший уехал в США, тогда как Жан-Мишель и Франсетт остались во Франции. После этого Жарр-младший увидел отца лишь в 18 лет. И всего они виделись около 20 раз, если считать по-настоящему долгие встречи.
Слушал Рэя Чарльза
Первой записью в коллекции молодого Жана-Мишеля стал сингл Рэя Чарльза «Georgia on My Mind / What’d I Say». Даже в раннем возрасте Жарра интересовало, как создаются музыкальные текстуры. Звучание Чарльза его впечатлило: для того времени это были новаторские работы, смесь спиричуэлс с R&B и уличными мотивами.
Чарльз до сих пор вдохновляет Жарра. В 2022-м вышел альбом «Oxymore», где Жан-Мишель попытался соединить «две вещи, которые не должны быть вместе». Именно этим и занимался Чарльз: по мнению Жарра, в творчестве Рэя гармонично соседствовали заводные ритмы, духовные напевы, радость и меланхолия.
Выпустил альбом в единственном экземпляре
В 1983-м Жарр представил пластинку «Musique pour Supermarché» (она же «Music for Supermarkets», она же «Музыка для супермаркетов»). Альбом вышел на одной-единственной виниловой копии, причем позже эта копия была уничтожена, что повысило его ценность.
В то время лейблы стали очень коммерчески подходить к выпуску музыки, продавая ее как зубную пасту в магазине. Это совсем не нравилось Жану-Мишелю, в качестве протеста он и записал этот альбом. Он считает, что из-за подобного утилитарного подхода музыка может потерять свою ценность, потому что ее продают как товары из супермаркета. Тем не менее некоторые сэмплы из «Musique pour Supermarché» можно услышать в альбомах «Zoolook» (1984) и «Rendez-Vous» (1986), а также в компиляции «Planet Jarre: 50 Years of Music» (2018).
Установил концертные рекорды
Жарр хорошо известен не только своими студийными работами, но и неповторимыми живыми выступлениями. Сейчас все крупные артисты используют световые шоу, но именно Жан-Мишель ввел их первым. В самом деле, музыку можно послушать и дома, а на концертах людям хочется ярких впечатлений.
Вероятно, поэтому на выступлениях Жарра никогда не бывает пусто — и это очень мягко говоря. Артист четырежды попадал в Книгу рекордов Гиннесса за рекордно большую аудиторию своих шоу. Многие до сих помнят его выступление у здания МГУ на Воробьевых горах в 1997 году в честь 850-летия Москвы — хотя бы потому, что на нем собралось 3,5 млн человек. А еще в 1979-м на парижский концерт Жарра в честь Дня взятия Бастилии пришло более 1 млн зрителей.
Выступает за экологию
Жан-Мишель опередил свое время не только световыми шоу. В наше время каждый второй артист говорит об изменении климата и поддерживает экологию, а Жарр об этом предупреждал еще на альбоме «Oxygene» (1976), вышедшем почти полвека назад. На обложке изображен земной шар, превращающийся в череп — намека явнее не придумать. Название, «Кислород», тоже «говорящее». Кстати, «Oxygene» был записан дома — даже в этом Жарр оказался впереди планеты всей. Это тоже, если подумать, экологичный шаг.
В 1993-м Жарр стал послом ЮНЕСКО и участвовал во многих проектах, связанных с природой. А в 2008-м российский химико-технологический университет имени Менделеева присвоил музыканту звание почетного доктора.
Собирает роботов
По собственному признанию артиста, в его коллекции имеется около 70–80 роботов. И это по данным на 2011 год — за 12 лет количество могло подрасти. К слову, российские роботы у Жарра тоже есть. Правда, они все далеко не новые, 1940-х годов. Также в коллекцию входят роботы 1950-х, сделанные в США и Германии.
В роботах Жан-Мишель видит поэтический подход к технике. Одни выглядят забавно, другие — несколько специфически. Это, конечно, еще и чистая эстетика ретрофутуризма: когда-то давно люди именно так представляли будущее.
Тестирует летающие машины
Те самые автомобили из «Назад в будущее» наконец-то стали реальностью. В 2019-м компания KleinVision сделала летающий автомобиль AirCar, а в 2024-м посадила в него первого пассажира. Им стал, как вы уже догадались, Жан-Мишель Жарр. Тестовый полет состоялся в Словакии в аэропорту курортного города Пьештяны.
Жарр пролетел в автомобиле несколько десятков метров, а затем приземлился. На момент поездки музыканту было уже 75 лет, но выглядел он весьма бодро. Он уже много раз опередил свое время и мы почти уверены, что не пройдет и пары десятков лет, как на летающих автомобилях будут ездить все.
И призывает не бояться технологий
Инновации завораживали Жарра еще в детстве. В десять лет мальчик получил в подарок магнитофон на день рождения. Когда он прокрутил пленку в обратном направлении, то подумал, что с ним заговорили инопланетяне. И даже сейчас Жарр считает, что технологии — вовсе не враг человека. «Технологии дают нам инструменты для реального выражения человеческих эмоций. Не стоит бояться инноваций».
В последние пару лет об искусственном интеллекте говорили все и везде. Многие испугались, что нейросети захватят мир и отберут работу у людей. Жарр абсолютно спокойно к этому относится: «Когда-то люди открыли огонь. Огонь довольно опасен, но он помог нам развиваться. Электричество тоже опасно, но оно подарило нам комфорт и прогресс. А сегодня это искусственный интеллект. Он будет одним из инструментов. Для меня нейросети — расширение воображения».