В рамках бюджета: басовитые полочные колонки
Можно долго копить на полноценные напольные модели (и заодно выпрашивать у супруги место под них в гостиной), можно убеждать себя и окружающих в бескомпромиссности активных колонок, можно даже решать задачу полноценного звуковоспроизведения с помощью сабвуфера, но факт остается фактом, пока еще самое распространенное и пожалуй что универсальное решение по звукофикации ограниченного пространства — это пара доступных и приличных полочных АС. Доступность мы в этот раз установили на уровне 50 тысяч рублей, а приличия будут соблюдать модели с НЧ-динамиками от 6 дюймов, что если и не гарантирует, то по крайне мере обещает уверенное звуковоспроизведение.
Canton GLE426.2
В прошлом году немецкая компания Canton отметила свой полувековой юбилей. Это пожалуй что крупнейший производитель акустических систем в Германии и один из самых авторитетных в Европе. Его название образовано сочетанием латинского слова cantare (петь) и немецкого ton (звук), а логотип инфографически демонстрирует крещендо. Для нашего обзора мы выбрали колонки из серии GLE, которая в различных модификациях производится с 1979 года. Geländewagen Lang E-Klasse - это полноразмерный внедорожник E-класса. По всей видимости внедорожные качества колонок призваны демонстрировать их музыкальную всеядность. Действительно, комплектация этих акустических систем впечатляет. В колонках используются фирменные вуфер диаметром 160 мм и дюймовый твитер, оба — с диффузорами из алюминиевого сплава. Частота раздела полос составляет 3200 Гц, чувствительность — выше 86 дБ, импеданс — порядка 4 Ом. Максимальная подводимая мощность при этом может достигать 130 Вт, а нижняя граница АЧХ нормируется производителем на уровне 42 Гц. Весит каждая колонка почти 5 кг.
Fyne Audio F301
Шотландская компания Fyne Audio базируется в городке Белсхилл, округ Норт-Ланаркшир, это буквально полчаса на машине к востоку от Глазго. Однако еще ближе расположен некий Котбридж, где с 1976 года находится небезызвестный Tannoy. На самом деле это соседство объясняется решительно прозаически. В 2002 году Tannoy был куплен датской компанией TC Electronic, та была преобразована в TC Group и в свою очередь в апреле 2015 года была приобретена компанией Music Tribe. Прежний руководящий состав Tannoy и разработчики, включая главного инженера Пола Миллса, решили основать собственную компанию и буквально два года спустя на выставке High End в Мюнхене уже дебютировали акустические системы Fyne Audio. У команды Fyne Audio с одной стороны был огромный наработанный опыт (более двухсот лет на семерых человек), а с другой — полный carte blanche на разработку и производство, чем они незамедлительно и воспользовались.
В модели F301 используется вуфер калибром 150 мм и дюймовый твитер, частота раздела полос составляет 3200 Гц, чувствительность — 89 дБ, импеданс — 8 Ом. Максимальная подводимая мощность может доходить до 100 Вт, декларируемый производителем нижний порог АЧХ составляет 44 Гц, весит каждая колонка больше 5 кг.
HECO Victa Elite 302
Компания HECO была основана Гансом Герхардом Хеннелем аж в 1949 году, но поначалу занималась производством радиоприемников, а первые акустические системы под этой маркой были разработаны лишь в 1965 году. Начинание оказалось настолько успешным и перспективным, что в 1972 году несколько сотрудников HECO решили отделиться, а вновь созданная компания получила название Canton. Серия Victa появилась в модельном ряду в 2006 году, в 2010 году была выпущена вторая версия, в 2013-ом у нее появилась приставка Prime, а недавно она сменилась на Elite. Модель под индексом 302 снабжена вуфером диаметром 170 мм с традиционным бумажным диффузором и твитером с фирменным волноводом калибром 28 мм. Частота раздела полос составляет 3 кГц, чувствительность — 90 дБ, импеданс - 4 Ома. Максимальная подводимая мощность может доходить до 150 Вт, а нижняя граница АЧХ нормаируется производителем на уровне аж 33 Гц. Весит одна колонка почти 7 кг.
JAMO C93II
Знаменитой датской компании, основанной столяром Пребеном Якобсеном и его шурином Юлиусом Мортенсеном — вот уже более полувека. За первые 10 лет работы было выпущено более миллиона колонок, а к 30-летию счет давно перевалил за десяток. В 2015 году в ассортименте этого производителя появилась очень интересная серия Concert 9, спроектированная известным промышленным дизайнером Кироном Данком. Несколько лет назад серия обновилась, получив предсказуемый индекс II. Все колонки используют дюймовый шелковый твитер с двумя фирменными технологиями. Первая называется DTT (Decoupled Tweeter Technology) и предназначена для механической развязки излучателя от передней панели. Тем самым более чем на 20 дБ снижается модуляция высокочастотного сигнала низкочастотными колебаниями от вуфера и естественно обеспечивается более детальное звучание. Вторая технология называется ADW (Anti-Diffraction WaveGuide), по сути это волновод, формирующий заданную диаграмму направленности, которая обеспечивает более широкую зону комфортного прослушивания. Ну и соответственно следует упомянуть сам купол твитера, с широким подвесом, который минимизирует искажения и расширяет верхнюю границу АЧХ.
Низкочастотные динамики еще интересней. Они изготовлены по технологии HCCC (Hybrid Composition Conical Cone), в дословном переводе - конический диффузор гибридной конструкции. Внешний и внутренний полимерные слои армированы специальной сотовой структурой, обеспечивая поршневой характер движения во всем диапазоне частот. Этому же способствует и длинноходовой подвес LDS (Long Displacement Surround), а специальная фазовыравнивающая вставка на акустической оси предназначена не только для коррекции ФЧХ, но и для охлаждения звуковой катушки и тем самым увеличения диапазона подводимой мощности. Фронтальные MDF-панели оригинальной эллиптической формы покрашены матовой краской, а бейджики хромированы.
Модель C93II снабжена 6-дюймовым вуфером и дюймовым твитером, чувствительность составляет 88 дБ, импеданс 6 Ом, максимальная подводимая мощность может достигать 240 Вт, а нормируемая производителем нижняя граница АЧХ доходит до 45 Гц. Вес пары колонок составляет почти 13 кг.
KEF Q350
Одна из самых важных дат в истории британской компании KEF, основанной Раймондом Куком больше 60 лет назад — это 1988 год, когда в рамках серии С был впервые представлен коаксиальный динамик Uni-Q. С 1991 года начинается производство серии Q, которая несколько лет назад была анонсирована уже в восьмом своем поколении. Это младшая полноразмерная серия компании, помимо многочисленных встраиваемых, дизайнерских и беспроводных решений. Тем не менее, она много почерпнула от флагманских моделей Blade и Reference.
Для начала самые важные обновления. Тыловая камера твитера теперь имеет оригинальную форму и дополнительно задемпфирована, что снижает резкость на границе стыка АЧХ со среднечастотным динамиком. У басовика модифицировали диффузор, сделав его более жестким и тем самым увеличив перегрузочную способность. Естественно, что переделать пришлось и разделительные фильтры, теперь в них новые конденсаторы и катушки индуктивности, что существенно увеличило ясность в середине и сделало бас более гладким. Модель Q350 выглядит относительно компактной, но пусть вас не обманывает ее внешний вид — каждая колонка весит почти 8 кг. Естественно, что здесь используется фирменный коаксиальный динамик Uni-Q, состоящий из 6,5-дюймового басовика и дюймового твитера, оба — с алюминиевыми излучателями. Динамик расположен в середине передней панели, что уменьшает стоячие волны и внутренние резонансы. Радиальные ребра на диффузоре вуфера увеличивают его жесткость, а на подвесе — обеспечивают более линейное перемещение. Порт фазоинвертора переехал на заднюю панель и также был модифицирован с точки зрения улучшения баса. Оригинальный «мандариновый» волновод на твитере формирует желаемую диаграмму направленности. Частота раздела полос составляет 2,5 кГц, это достаточно низко и вместе с коаксиальной конструкцией гарантирует широкую диаграмму направленности колонок. Частотный диапазон нормируется производителем от 63 Гц, но судя по звучанию, больше похожа на правду цифра в 42 Гц, которая декларируется для свободного размещения. Чувствительность 87 дБ и минимальный импеданс около 4 Ом не будут проблемой практически для любого усилителя, а уровень звукового давления в 110 дБ говорит нам, что KEF могут играть не только хорошо, но и громко. Пять лет назад авторитетный журнал What Hi-Fi присвоил им максимальные пять звезд и с этим сложно поспорить.
Magnat Monitor S30
Немецкую компанию Magnat полвека назад основал Райнер Хаас. Модель S30 снабжена вуфером диаметром 170 мм и твитером на 28 мм, частота раздела полос составляет 2900 Гц, импеданс 4 Ома, чувствительность 90 дБ. Максимальная подводимая мощность от усилителя может доходить до 200 Вт, нижняя граница АЧХ нормирована производителем от 34 Гц, а весит каждая колонка почти 6 кг. В целом же перед нами практически образцовое бюджетное решение по реализации компактной акустической системы, в которой без лишних усложнений достигнута главная цель — уверенное и привлекательное звучание без ярко выраженных жанровых предпочтений.
Mission LX3 MkII
В феврале 2016 года на выставке Sound & Vision в Бристоле британская компания Mission представила свою новую доступную серию акустических систем под индексом LX. Летом 2020 года серия была существенно модернизирована и получила приставку Mk II. Очевидно, что в рамках серии используются унифицированные динамики. Твитер — достаточно традиционный, с дюймовым тканым куполом и неодимовой магнитной системой, вуфер — естественно проприетарный DiaDrive, со сдвоенным диффузором и без пылезащитного колпачка. Полочные колонки реализованы согласно фирменному инвертированному расположению излучателей (твитер находится под вуфером). Сделано это для фазового согласования, то есть равной дистанции от излучателей до ушей слушателя. В модели с индексом 3 используется вуфер диаметром 6,5 дюймов и дюймовый твитер. Частота раздела полос составляет 3200 Гц, минимальный импеданс — 4,1 Ома, чувствительность 88 дБ. Максимальная подводимая мощность усилителя может доходить до 120 Вт, нижняя граница АЧХ по уровню -6 дБ нормируется производителем от 40 Гц. Масса каждой колонки превышает 8 кг, это действительно увесистые малыши.
Wharfedale Diamond 12.2
Гилберт Артур Бриггс родился в 1890 году в семье Финеаса Бриггса, рабочего текстильной фабрики из рода йоркширских ткачей. Он был старшим из четырех детей и с 9 лет, после смерти отца, их воспитывала мать, Мэри Энн Эмсли. Закончив школу, продолжил семейную традицию, занимался текстилем, а в 1924 году женился на Дорис Эдне Март. Великая депрессия негативно повлияла на производство и торговлю тканями, соответствующая отрасль пришла в упадок, поэтому в 1932 году Гилберт принял решение основать компанию по разработке акустических систем, назвав ее по имени долины реки Уорф. Собирать динамики на первых порах ему помогала супруга.
В 1981 году начинается выпуск пожалуй что самой известной и успешной серии колонок компании Wharfedale — Diamond. За последующие 30 лет вышло в общей сложности 10 поколений этих замечательных акустических систем. В 2012 году традиция нумерации была нарушена и вместо серии Diamond 11 была представлена серия Diamond 100. Через пару лет ее сменила Diamond 200, но несколько лет назад мы все-таки дождались одиннадцатого поколения и вот в 2020 году его сменило уже двенадцатое, хотя по факту оно четырнадцатое.
Начать стоит с того, что разрабатывать Diamond 12 помогал Карл-Хайнц Финк, который за свою карьеру консультировал такие компании, как Boston, Denon, Mission, Mordaunt-Short, Naim, Q Acoustics, Tannoy, Yamaha и как ни странно — Bentley. Естественно, что тут используются проприетарные динамики. Низкочастотные диффузоры изготовлены из полипропилена и армированы слюдой, кроме того — в них отформованы характерные радиальные ребра жесткости, обеспечивающие поршнеобразное движение излучателя даже при больших амплитудах сигнала. Подвесу и магнитной системе также было уделено самое пристальное внимание. Купол твитера выткан из полиэстерной пленки, а каркас звуковой катушки выклеен из стеклоткани с эпоксидной смолой. В отличие от алюминия это решение устраняет не приводит к появлению вихревых токов в катушке. Используются разделительные фильтры четвертого порядка на катушках индуктивности с воздушным зазором, во всех колонках предусмотрен bi-wiring. Вариантов отделки корпуса — четыре, это стандартные белый и черный цвет, а также светлый дуб и темный орех. Защитные сетки крепятся на магнитах.
Полочный флагман серии, модель 12.2, оснащена вуфером калибром 150 мм и дюймовым твитером. Частота раздела полос составляет всего 2 кГц, что должно положительно влиять на диаграмму направленности. Минимальный импеданс равен 4 Омам, чувствительность — 88 дБ, максимальная подводимая мощность — 120 Вт, а нижняя граница АЧХ по уровню -6 дБ декларируется производителем от 43 Гц. При этом весит каждая колонка больше 8 кг. Таким образом — перед нами полноценные, хоть и полочные колонки, вполне способные претендовать на роль фронтальных, при наличии соответствующих по качеству стоек.