Проигрыватель винила Denon DP-400
В отличие от многих других компаний, Denon не отказывалась от проигрывателей винила и всегда старалась держать в своем каталоге хотя бы одну-две модели. Однако сам виниловый ренессанс компания едва не пропустила. Спрос на проигрыватели взлетел еще пять лет назад, а новые модели от японского бренда мы увидели только сейчас. Одна из них – у нас на тесте.
КОЗЫРЬ В РУКАВЕ
Denon, безусловно, принадлежит к числу брендов с очень солидным наследием в виниловой сфере. Причем славу одного из ведущих мировых производителей вертушек компании принесли не массовые модели и не какие-то единичные мегаконструкции для избранных, а «золотая середина» – продвинутые прямоприводные проигрыватели винила из верхнего сегмента Hi-Fi и начального High End Audio, продавать которые в столь больших количествах, как это в свое время делала Denon, вряд ли кому удавалось. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на eBay и задать в поле поиска два слова: Denon turntable. Всемирная интернет-барахолка тут же выдаст тысячи (!) предложений. При этом доступных по цене вариантов даже среди ветхого б/у вы вряд ли увидите. Даже спустя 20 — 40 лет ее аппаратура ценится очень высоко, что говорит не только о классе, но также о качестве исполнения и надежности.
Сегодняшний взрывной рост интереса к пластинкам дает шанс по-новому раскрутиться старым и забытым аналоговым брендам. А компаниям вроде Denon, чьи имена и так все эти годы оставались на слуху, – снова наполнить свои модельные линейки проигрывателями, тонармами, картриджами и всеми сопутствующими аксессуарами. Что, казалось бы, вообще не составляет проблемы – достань из архивов чертежи, закупи необходимые радиодетали, запусти станки… Сегодня рынок вертушек разогрет настолько, что даже новодел по мотивам легендарных моделей станут покупать охотно. Поэтому мы и наблюдаем массу реинкарнаций уже проверенных временем конструкций. Кстати, у себя на родине Denon так и поступила, предложив японским аудиофилам и новенькие «старенькие» DP-500, и DP-1300 во втором переиздании.
Но когда смотришь на DP-400 и вникаешь в технические нюансы, постепенно начинаешь понимать, что эта модель, несмотря на свою простоту, не просто очередной продукт, сделанный с оглядкой на уже выпущенные, а результат переосмысления всей концепции малобюджетных проигрывателей.
Головка, например, у нее та же, что и в DP-300 – качественная недорогая DSN-85 с подвижными магнитами (в других источниках указывается CN-6518, но это просто иная маркировка того же изделия, что делается по OEM-заказу на Audio-Technica). А вот тонарм другой – S-образный, как на моделях классом выше (длинна 220 мм, прижим регулируется от 0 до 4 г, подходит под картриджи массой от 5 до 13 граммов и высотой 16 мм).
Из дополнительных настроек имеется установка антискейтинга, из базовых функций – автостоп с подъемом иглы, а также встроенный фонокорректор. Привод осуществляется как в модели классом ниже – пассиком от мотора постоянного тока, который может вращать основной алюминиевый диск с тремя скоростями. Вроде все до боли знакомо. Но при этом у аппарата изменено и его тонкое увесистое основание, и опоры, и общий дизайн. Вместо привычного подъемного колпака из плексигласа – профилированная накладка из черного акрила, которая защищает от пыли выключенный «стол», а в снятом состоянии превращается в «витрину» для обложки пластинки.
Главное же вот что: каждая деталь изготовлена настолько качественно, а работает вся механика так гладко и точно, что «четырехсотка» воспринимается как дорогая вещь, сделанная по самым последним технологиям. Ничего общего ни с примитивными «столами» из древесно-волокнистых плит, ни с пластиковыми «погремушками» начального класса, ни с дизайнерскими моделями. Как следствие – и серьезные характеристики.
Мне не пришлось долго подбирать калибровки и проверять, действительно ли тонарм дает тот прижим, который указывают засечки на противовесе – у Denon все точно, как в аптеке. Просто уравновешиваем тонарм балансиром, отмечаем ноль, а далее проворачиваем противовес до отметки «2» и столько же ставим на колесике антискейтинга – получаем оптимальный для звучания результат. Можете проверить. Небольшое увеличение прижимной силы чуть добавит динамики и прорисовки на ВЧ, но сделает бас контурным. Уменьшение проявит высшие компоненты и инфранизкие составляющие, но образы чуть ослабнут в телесности. Так что ставьте ровно два – эта настройка самая линейная и точная в плане фокусировки виртуальных источников. Может потребоваться только корректировка антискейтинга индивидуально под ваш экземпляр картриджа. На тестовом проигрывателе, например, пространство становилось вообще образцовым, когда я увеличивал компенсацию скатывающей силы всего на одно деление от рекомендованной «двойки».
Поскольку DP-400 вряд ли кто станет использовать с внешним продвинутым RIAA-корректором, я ограничился прослушиваниями проигрывателя с двумя разными по классу интегральными усилителями, имеющими вход Phono MM, сравнивая звучание с тем, что дает встроенная в проигрыватель схема. А лучший из полученных вариантов я в конце еще и сопоставил на абсолютно одинаковом музыкальном материале с SACD.
Итак, начнем с самой доступной связки: DP-400 + PMA-800. Хорошая динамика, четкая деталировка, минимум окрашивающих призвуков и практически полное отсутствие шума или сетевого фона. Бас собранный, но чуть легковесный. Самые низкие составляющие звучат обволакивающе – им немного не хватает реализма. К верхней полосе, если подходить строго, тоже можно придраться – легкая агрессия присутствует. Но середина — выше всяких похвал. Ясно, живо, страстно…
Если переключиться на линейные входы усилителя, а в проигрывателе включить внутренний корректор, то характер воспроизведения неуловимо меняется. Смягчается рисунок на ВЧ, добавляется немного гулкости в нижней середине, а вместе с этим в немых дорожках уже прослушивается и едва заметные механические шумы работы привода. Но я бы не сказал, что этот вариант менее интересный – воспроизведение не утратило в детальности, а в цельности и телесности виртуальных источников даже прибавилось, отчего и все пространство сцены кажется более оживлённым.
С более дорогим PMA-1600NE звучание лучше сбалансировано в тональном аспекте и богаче на детали, но динамики и завораживающей аналоговой пластики в нем меньше. Похоже, корректор у этого усилителя заметно превосходит по классу проигрыватель – он работает настолько аккуратнее и точнее, что вместе с музыкальной информацией раскрывает и недостатки недорогого звукоснимателя. Но последний все равно упрекнуть не в чем. Для головок с обычной конической заточкой иглы он просто необычайно нейтральный и естественный на высоких частотах и в этом отношении превосходит многие иглы с эллиптическим или еще более сложным профилем.
Но со своим корректором и через линейные входы PMA-1600NE проигрыватель звучит еще лучше! Уровень ВЧ чуть ниже, но колорит звонких инструментов раскрывается намного полнее – все тарелочки в разных записях имеют индивидуальный тембр, свистящие и шипящие у вокалистов тоже различаются безукоризненно. Встроенный в проигрыватель корректор, думаю, схемотехнически гораздо проще, но он отлично согласован с головкой, служит для нее идеальной нагрузкой и именно это дает тракту такое тонкое музыкальное разрешение в высоком, а заодно – и в среднем регистре. В воспроизведении появилась какая-то игривая нить, непосредственность, заставляющая поверить в живое звучание. По-новому раскрылся и басовый регистр.
Именно этот вариант я и решил сравнить с SACD. Конечно, цифровой носитель на дорогом проигрывателе прозвучал и чище, и детальнее, и воздушнее. Он также показал, что спад на высоких частотах в чисто аналоговом тракте не просто едва обозначен, как мне сначала показалось, а достигает как минимум пары децибел. Но отслеживать именно исполнительские нюансы и интонации, а не отдельные звуки на виниле проще. У SACD звучание близко к идеалу, однако всё полотно воспринимается как паззл – каждый образ в нем будто живет словно сам по себе. А когда переключаешь селектор входов на винил, то все становится наоборот – теряется воздушность, чистота, чуть компрессируется динамика, зато все то, что мы называем «кажущимися источниками», вдруг превращается в абсолютно внятные образы. И именно такое воспроизведение моментально захватывает.
Кстати, аудифильский межблочник NF-2404 с воздушной изоляцией, который я включил после основных тестов уже просто ради интереса в виниловый тракт вместо NF-102, сотворил буквально чудо – собрал все ничтожные детали и очень органично вплел их в музыкальное полотно, отчего звучание вышло как минимум таким же информативным, как с SACD, не утратив ни цельности, ни эмоциональности. Конечно, это сложно назвать приемлемым вариантом (цена связки стала сравнимой со стоимостью референсного цифрового источника), но сам по себе опыт показателен – даже для недорогой вертушки определенно есть смысл подыскивать качественный кабель.
СИСТЕМА
- SACD-проигрыватель Denon DCD-2500NE
- Интегральные усилители Denon PMA-800NE и PMA-1600NE
- Акустические системы HECO Elementa 300
- Кабели:
- межблочные InAkustik Referenz NF-102 и NF-2404
- акустические InAkustik Referenz LS-1203
- силовые InAkustik Referenz AС-1502 и P6
Denon DP-400
Производитель: D&M Holdings Inc (Япония)
www.denon.ru
Управление: микролифт с автоматическим подъемом || Тонарм: S-образный, 220 мм || Тип привода: пассиковый || Двигатель: постоянного тока || Скорости вращения диска: 33 1/3, 45, 78 об/мин || Коэффициент детонации: менее 0,08% || Головка в базовой поставке: DSN-85 (прижимная сила 2 грамма) || Воспроизводимый диапазон: 20 – 20000 Гц || Отношение сигнал/шум: более 65 дБ || Выход: Phono/Line (переключаемый) || Напряжение на выходе: 2,5/150 мВ (Phono/Line) || Потребляемая мощность: 6 Вт || Отделка: черная || Габариты: 414 x 132 x 342 мм || Масса: 5,8 кг